Центр русского православия.

Чем впечатляет: в 1993 году Троице-Сергиеву лавру занесли в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, а ее архимандритом является Патриарх Московский и всея Руси.

Еще в ХVII веке иноземный путешественник Павел Алеппский писал, что этот монастырь не имеет себе подобных не только в стране Московской, но и во всем мире.

История его началась в середине XIV века, когда сын ростовских бояр Варфоломей уговорил своего овдовевшего брата Стефана уйти пустынножительствовать. В глухом дремучем лесу на горе Маковец они срубили деревянные кельи и церквушку во имя Троицы. Но только Варфоломей выдержал отшельничество.

На Руси в то время существовали только городские монастыри, поэтому отшельничество было явлением новым и любопытным. Слава о Варфоломее быстро облетела окрестные земли, и уже через 3 года у него появились ученики и единомышленники.

К 1340 году здесь уже вырос монастырь, и по просьбе братии Варфоломей, в монашестве Сергий Радонежский, стал его игуменом.

Троице-Сергиева обитель была общежительной – для Северо-Восточной Руси дело невиданное! В общежительных монастырях у монахов нет ничего личного, а все имуществе – общее. Из-за этого многие были недовольны Сергием. Роптал даже его брат. Сергий Радонежский не стал спорить, а просто ушел из Троицкого монастыря на остров Киржач, где основал новую обитель. Монахи потянулись за ним, и тогда братия Троицкого монастыря уговорила Сергия вернуться.

Сергий Радонежский пользовался авторитетом у великих князей и царей. Его даже называли «игуменом земли русской». Преподобный улаживал отношения между князьями и активно поддерживал Дмитрия Донского. Он благословил князя перед Куликовской битвой и отправил в помощь двух монахов-воинов — Пересвета и Ослябя.

В 1408 году обитель дотла сожгли татары, но ее быстро восстановили. А в XV-XVII веках Троице-Сергиев монастырь стал крупнейшим землевладельцем после царя. Стала обитель и мощной крепостью. Особенно после того, как по приказу Ивана IV деревянную ограду монастыря заменили каменной.

Когда в начале сентября 1608 года польское войско под командованием Яна Сапеги осадило Троицкий монастырь, он поклялся, что не уйдет, пока не возьмет обитель. Поляки устроили подкоп и заложили туда порох, чтобы взорвать стены. Защитники монастыря нашли его, и крестьяне Никон Шилов и Слот уничтожили подкоп и взорвали порох, но сами погибли. Поляки штурмовали Троицкий монастырь до конца 1608 года, а потом Сапега изменил тактику: отрезал обитель от провизии. Из-за этого в монастыре начались болезни. Не хватало еды, воды и дров. Каждый день умирало до 30 человек. Весной 1609 года поляки вновь начали штурмовать монастырь. К тому времени за его стенами осталось не более 200 человек, способных держать оборону. Но они знали, что скоро придет помощь из Москвы, поэтому отчаянно сопротивлялись. А в январе 1610 года Ян Сапега узнал о приближении войска князя М.В. Скопина Шуйского, и поляки ушли. Так закончилась 16‑месячная осада Троицкой обители.

В 1612 году Троице-Сергиев монастырь стал одним из центров организации борьбы с интервентами. Во все концы Руси обитель рассылала грамоты с призывом выступить против захватчиков. В ответ на это Козьма Минин начал собирать ополчение в Нижнем Новгороде. А Троицкий монастырь выделил деньги на снаряжение более 250 человек.

Неприступные стены Троице-Сергиевой обители не раз играли большую роль для Русской истории. Например, во время стрелецких бунтов стены обители дважды служили убежищем царственным особам. Первый раз, в 1682 году, царевна Софья с братьями Петром и Иоанном скрывались в нем от злоумышлявших против них стрельцов. А спустя 7 лет юный Петр спасался здесь уже от заговора, устроенного властолюбивой сестрой. Взойдя на престол, он щедро вознаградил обитель — тогда в монастыре построили Трапезную палату с церковью Сергия, Царские чертоги, надвратную церковь Иоанна Предтечи, Надкладезную часовню, Настоятельские покои. Но память самодержца оказалась короткой — во время Северной войны Петр I «позаимствовал» у Троицкого монастыря 400 тысяч рублей. Вернуть заем он, естественно, забыл.

В 1744 году обитель получила почетный титул лавры. В императорской России было 4 лавры: Троице-Сергиева, Киево-Печерская, Александро-Невская в Петербурге и Почаево-Успенская на Волыни.

В 1812 году монастырь чудом избежал разорения: направлявшийся к нему французский отряд заблудился в тумане и вернулся в Москву.

В 1917 году имущество Троице-Сергиевой лавры национализировали, а в 1919 ее закрыли. От уничтожения монастырь спас декрет 1920 года об открытии там музея. Тогда на территории лавры разместились экспозиции, электротехническая академия, курсы, Институт народного образования. В бывших храмах открыли клубы, столовые и тир, а в корпусах монастыря устроили конторы и жилье.

В годы Великой Отечественной войны на территории Троице-Сергиевой лавры размещались военные госпитали. Но так как в окопах под огнем нет атеистов, летом 1945 года началось возрождение духовной жизни в обители. Уже в 1946 в Успенском соборе состоялось первое богослужение. А через 10 лет Троице-Сергиева лавра была восстановлена.

Первое время Cеминария не могла занять свое прежнее помещение — Царские палаты. Там расположился областной пединститут, и советские власти не хотели его перемещать. Семинаристов пустили в один из братских корпусов, но вскоре власти поняли свою оплошность. В педагогическом институте обучались в основном девушки. Они начали знакомиться с молодыми людьми из Семинарии, часто это заканчивалось браком. Муж-священник и учительница-матушка — такое сочетание было естественным для старых приходских школ, но не для советского «народного образования». Поэтому пединститут решили перенести подальше от Лавры. При этом Церковь заставили полностью оплатить строительство нового институтского здания. Так появился пединститут в Орехово-Зуеве, а Семинария вернулась в отчий дом.

Сейчас это музей под открытым небом, над созданием которого трудились лучшие зодчие и живописцы XV-XVIII веков. По строениям Троице-Сергиева монастыря можно изучать историю русской архитектуры!

Сначала осмотрим обитель снаружи. Стены лавры, длинной 1 370 метров, строили по образу и подобию Китайгородской стены. Их разрезают 11 башен. Каждая имеет свое название. В южной стене — Луковая (рядом с монастырским огородом) и Водяная (с выходом к реке). В западной — Пивная башня, где хранили пиво и мед. На северо-западном углу — Плотничья башня (названа по плотницкой мастерской). Сторожевые башни — Каличья (рядом с бывшими конюшнями), Звонковая (названа так, потому что висевший на ней колокол звонил к началу занятий в Троицкой семинарии), Уточья (по легенде, из нее Петр I стрелял уток в окрестном придут). В основании Сушильной башни был подземный ход к реке. А Келарскую башню строили как парадные покои для келаря — второго, после настоятеля, человека в монастыре.

Напротив Пятницкой башни сохранились две церкви небольшого Пятницкого монастыря — Введения во храм Пресвятой Богородицы 1547 года постройки и Параскевы Пятницы середины XVII века. Когда в 1660 году Пятницкую обитель закрыли, вокруг церквей поставили ограду и 4 кельи для тех монахов, которые не следуют обету послушания, а ездят развлекаться в Москву, ходят по кабакам и, напившись, спят прямо на мостовой.

Войдем через главные Святые ворота Красной башни середины XVI века. Арка внутри расписана фресками из жития преподобного Сергия Радонежского. А над вратами в конце XVII века богатые промышленники Строгановы построили церковь Иоанна Предтечи.

Пройдем по главной левой аллее к самому древнему храму Троице-Сергиевой лавры — Троицкому собору. Его построили в 1422-1423 годах над гробом Сергия Радонежского, когда увидели, что его мощи нетленны. Поэтому Троицкий собор — один из первых мемориальных памятников Московской Руси. Это — храм мавзолей и один из немногих сохранившихся образцов раннемосковского белокаменного зодчества. Он совсем небольшой, скромно украшен и как-то даже теряется на фоне огромного Успенского собора. А внутри Троицкого храма — святыни земли Русской: мощи Святого Сергия и копия знаменитой «Троицы» Андрея Рублева. Иконописец создал этот образ специально для Троицкого собора. Но сейчас оригинал хранится в Третьяковской галерее, а лавре остается довольствоваться только копией.

Троицкий собор всегда выделяли особым почетом. В нем у гроба Сергия Радонежского «крестоцелованием» московские князья скрепляли договоры и союзы, совершали молебны перед походами. Троицкий собор служил крестильней для наследников московского престола — Василия III, Ивана IV, царевича Ивана, сына Грозного. По заказу Ивана IV устроили серебряную раку для мощей Сергия Радонежского. Желая переплюнуть его, Анна Иоанновна в 1737 году поставила вокруг нее еще одну серебряную раку.

Поклониться Святому Сергию ходила и Екатерина II. Весь путь из Москвы в лавру она преодолевала пешком, но весьма интересным способом. Императрица проходила несколько километров, а затем садилась в карету, которая везла ее в ближайший путевой дворец. На следующий день карета возвращала Екатерину II на то же самое место, откуда она продолжала путь.

Позади Троицкого собора расположена ризница. Ее построили в 1782 году по проекту В.С. Яковлева. Сейчас там хранятся и экспонируются произведения церковного искусства XIV–XVIII веков.

У южной стены Троицкого собора над местом погребения преподобного Никона в 1548 году построили придельную Никоновскую церковь. Она практически слилась с главным храмом. А уже к ней пристроили так называемую Серапионову палатку. Там находятся мощи святых-настоятелей обители — святителя Серапиона, святителя Иоасафа и преподобного Дионисия. По легенде, на этом самом месте была келья Сергия Радонежского.

Почти напротив Троицкого собора расположена Духовская церковь. Ее построили псковские мастера в 1476-1477 годах. По архитектуре Духовская церковь уникальна: барабан купола покоится на каменных столбах открытой звонницы. В далеком прошлом звон ее колоколов предупреждал жителей монастыря и ближайших поселений об опасности. А у северной стены этой церкви покоятся мощи преподобного Максима Грека. И это самая древняя из сохранившихся церквей типа «под колоколы».

В центре Троице-Сергиевой лавры стоит пятиглавый Успенский собор. Его построили в 1559-1585 годах по образу и подобию Успенского собора Московского Кремля. Но если у оригинала все купола сверкают золотом, то в соборе Троицкого монастыря позолочен только центральный купол, а остальные покрашены в голубой цвет и украшены звездами. Внутри собора сохранился деревянный резной иконостас XVII века с иконами работы Симона Ушакова. Здесь же находятся захоронения старцев и настоятелей монастыря.

В XVIII веке в Успенском соборе установили большой крест, чтобы обозначить место, где Петр I скрывался от первого стрелецкого бунта в 1892 году. Один из стрельцов ворвался в храм и хотел зарезать царевича, но товарищи его остановили.

У входа в Успенский собор, справа, видна надкладезная часовня конца XVII века. А слева от входа в тени столетних лип прячется семейное погребение Годуновых. Это скромная каменная палатка с пологой шатровой кровлей.

С другой стороны аллеи нарядное здание трапезной с Сергиевской церковью. Ее построили в 1686-1692 годах в стиле «русское узорочье». Внутри огромный зал, перекрытый очень большим для своего времени сводом. Там проходили торжественные приемы и праздничные трапезы. Церковь от трапезной отделяет кованая решетка. Туда часто водят туристов, чтобы показать вызывающий восхищение резной иконостас из разрушенного московского храма Никола Большой Крест и пол из красно-коричневой яшмы. А в зимнее время это главный храм монастыря.

В 1644 году во время ремонта паперти Успенского собора обнаружили источник. От его воды исцелися слепой монах Пафнутий, и к источнику потянулись страждущие со всех концов России. В конце XVII века над источником поставили часовню.

XVII век представлен в лавре еще двумя зданиями. Это Царские чертоги и Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия. Царские чертоги — по сути путевой дворец. Поэтому настоящие сокровища скрыты внутри — сказочная печь из разноцветных изразцов и лепные плафоны работы скульптора Каменского. В 1814 году здание передали Московской духовной академии, и до сих пор оно служит целям религиозного образования.

Больничные палаты построили в 1635-1637 годах. Это был один из первых в России госпиталей.

С середины XVIII века сохранилась маленькая восьмиугольная Михеевская церковь. Ее построили в 1734 году над гробом преподобного Михея, ученика и келейника Сергия Радонежского. А рядом — церковь Смоленской Божией Матери. Ее построили в 1746-1748 годах по проекту Дмитрия Ухтомского.

Но, конечно, над всеми постройками Троице-Сергиевой лавры доминирует высокая и стройная барочная пятиярусная колокольня. Ее строили долго — с 1741 по 1770 год. Руку приложили аж три архитектора — И.Ф. Мичурин, И.Я. Шумахер и Д.В. Ухтомский. Зато она стала самой высокой колокольней в России. Ее высота — 88,04 метра. Это больше, чем у Ивана Великого в Московском Кремле и выше колокольни Новодевичьего монастыря.

А с 2004 года Троице-Сергиева лавра обладает самым крупным звучащим колоколом христианского мира. Его вес 72,2 тонны. Еще в 1759 году на колокольне появился Царь-колокол массой 64 тонны, но в 1930 году его сбросили и разбили. С того времени крупнейшим звонящим благовестником России был Успенский колокол Московского Кремля. Он также весит 64 тонны. Но это скорее музейный экспонат, поэтому звонят в него крайне редко. А в 2004 году в Санкт Петербурге отлили новый Царь-колокол с диаметром юбки 4 м 42 см. Когда его привезли в лавру, пришлось даже на время снять по 20 см кладки в нижней части Успенских ворот — никак иначе колокол не проходил. После этого ворота сразу же восстановили. И сейчас Царь-колокол служит в Троице-Сергиевой лавре праздничным благовестником — звучит в особо торжественные дни церковного года.

В 1792 году на монастырской площади появился обелиск. Это традиционное для эпохи классицизма сооружение установили в лавре по распоряжению митрополита Московского Платона для прославления заслуг обители. Поэтому на чугунных медальонах обелиска перечислены самые яркие события ее истории. И внезапно на южной, западной и восточной гранях находятся солнечные часы.

А самое позднее архитектурное сооружение монастыря — сень над чашей целебного источника. Ее устроили в 1873 году.

Купить игрушку у стен лавры — значит совершить богоугодное дело, ведь сам Преподобный Сергий резал игрушки на потеху детям.

А еще Троице-Сергиева лавра — настоящая сокровищница. Все время существования монастыря в ней накапливались в виде вкладов произведения искусства. В ризнице обители собралась огромная коллекция произведений иконописи древнерусских, византийских, южнославянских, западноевропейских мастеров, ювелирного искусства, книжного дела, шитья. По сути, ризница стала одним из первых русских художественных музеев. Сейчас это десятки тысяч экспонатов, которые занимают несколько зданий в западной части монастыря.

В Троице-Сергиеву лавру можно, как и в давние времена, совершить пешее паломничество. Для этого открыта туристическая экотропа «Дорога в Лавру». Она начинается у стен Московского Кремля. Длина пути — 120 км.

Адрес: Московская область, Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Чтобы путешествие стало еще интереснее, смотрите также:

официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой лавры
Рейтинг