Если внимательно посмотреть на Успенский собор, то можно увидеть руку итальянских мастеров. И это неслучайно, ведь за основу был взят Архангельский собор Московского Кремля. Только Дмитровский Успенский собор по виду получился более русским.
При реставрации собора в 1793-1796 годах построили и новую трехъярусную колокольню в стиле классицизм по проекту М.Я. Агафонова. А в 1820-1825 годах А.Ф. Элькинский надстроил ее завершением с часами и шпилем. Но в советское время колокольня Успенского собора стояла обезглавленной. Лишь в 1960-х годах шпиль был восстановлен.
Когда началось строительство канала Москва — Волга, в Успенском соборе разместился Дмитровский краеведческий музей.
При этом он работал даже в годы Великой Отечественной войны. Тогда подвалы Успенского собора служили бомбоубежищем. И это спасло храм от разрушения.
После войны, в 1961-1965 годах, Успенский собор отреставрировали. А в 1991 году — передали верующим. Но музей начал освобождать храм лишь в 2002 году.
Может показаться, что главный храм Дмитрова снаружи выглядит скромно или даже бедно. Но это не так! Успенский собор имеет достаточно необычный декор, который выделяет его на фоне других подобных сооружений.
Это майоликовый изразцовый барельеф на южной стене с изображением Георгия Победоносца. Он расположен на уровне глаз, а диаметр достигает трех метров. Еще два керамических барельефа «Распятия» меньших размеров украшают северную и южную стены собора.
Очень долго ученые спорили, откуда же взялись эти барельефы. Но сейчас доказано, что князь Владимир Старицкий вывез их из Старицы, а Иван Грозный передал в Дмитров.
А внутри Успенского собора находится золоченный резной иконостас в пять ярусов конца XVII века. Иконам на этом иконостасе уже более пятисот лет!
Чтобы путешествие стало еще интереснее, смотрите также:
Дмитровский КремльЧто есть что в церкви