Канал имени Москвы. Водный путь «на костях», напоивший столицу.

Шлюз №6
Чем впечатляет: Артерия, которая соединила Москву и Волгу, сделала ее портом только трех море, хотя цена при этом была очень высока. Но важно ведь не количество морей, а то, что этот канал напоил столицу. Увидеть, как корабли идут в этот самый порт, можно на ближайшем к Москве шлюзе — в Икше. Какие идеальные обводы!
Как плотно камни сложены, без трещин и щелей.
Такой укладке никакие годы
Не навредят, хоть океан налей.
Заморские диковины не снятся,
Не кажутся и не у нас в гостях,
Они как братья кровные, роднятся,
Они ведь тоже на крови и на костях.

Павел Каминский

Строительство канала Москва — Волга сделало Москву портом трех морей, и насытило столицу водой. Портом пяти морей город стал чуть позже.
До сих пор точно не известно, что значит слово «Волга». Вариантов несколько. Одни ученые считают название финно-угорским («белая, светлая»), другие — балтийским («текущий ручей»), третьи — индо-иранским («река»). Но самая распространеная версия переводит слово «Волга» со славянского как «влажная». При этом имя «Волга» используют и другие братья-славяне. Например, в Польше — «Вильга», в Чехословакии — «Влга». То же самое и с названием «Москва» — нет единой версии.

Идея соединить Москву и Волгу в интересах торговли и армии появилась еще в XVIII веке. Так Петр I хотел проложить сквозной водный путь из Балтийского моря в центральные районы России. В 1722 году он велел разработать проект соединения рек. Первый проект предусматривал судовый ход от Москвы-реки вверх по Яузе, Лихоборке, Клязьме, Каменке, Волгуше и Яхроме. Для канала в 128 верст нужно было построить 123 шлюза! Петру этот проект не понравился и он затребовал новый. Второй вариант вел канал по Яузе до села Мытищи, затем по Клязьме, Уче, Вязи, Дубровке, Икше и Яхроме. Здесь на 103 версты канала требовался лишь 41 шлюз. Надо сказать, что этот проект был очень близок к современному каналу. За год до своей смерти Петр I еще раз обстоятельно рассмотрел планы и чертежи, но решения о постройке канала не принял. А после его смерти в 1725 году идея забылась.
Прошло сто лет, и в 1825 году строительство канала все-таки началось. Оно растянулось почти на 20 лет, но потом закончились деньги. Проект снова лег на полку. Хотя тогда вырыли канал между Сестрой и Истрой, построили 38 каменных шлюзов и земляную плотину в долине Сестры. А на месте миниатюрного озера появилось водохранилище площадью 15,4 км2, названное «Подсолнечным» или «Сенежским». Именно ему предстояло питать водой шлюзы.
По новой водной системе предполагали за год проводить до 3 000 небольших судов. Но корабли иссякли как только была построена железная дорога от Санкт-Петербурга до Москвы.

«Второе дыхание» идея создания канала Москва — Волга получила в начале ХХ века. При этом главной задачей стало уже напоить столицу.
Тогда возле тихой деревушки Рублево появились первые рабочие. Очень скоро под их умелыми руками выросли сооружения Москворецкого водопровода, самого старого из действующих в столице. Рублевская водопроводная станция создавалась с умом. Были на ней и хитроумные фильтры, и огромные бассейны-отстойники, и мощные насосы, и научная лаборатория. На Воробьевых горах появился огромный кирпичный резервуар на 2 600 000 ведер. Таким образом строители просто и красиво решили проблему создания постоянного напора для подъема воды в самые высокие здания того времени. Конечно, они не предполагали, что всего через полвека здесь появится высотка Московского Государственного Университета, перед которой этот резервуар окажется бессильным. Но для большинства зданий напора хватало.
Однако Москва оставалась немытой. На 1,5 миллиона человек в Москве в начале ХХ века приходилось около 7 миллионов ежесуточных ведер — в среднем по 4,5 ведра на голову. Попробуем посчитать. Смывной бачок требует по 5-6 ведер в день на каждого жильца. Если в квартире есть ванная комната, то потребление можно смело удваивать. То есть десятая часть населения города забирала себе больше половины всей воды. Остальным доставалось в лучшем случае по одному ведру. При этом город в пределах Садового кольца получал мытищинскую воду, а остальные пили второсортную москворецкую.
Мощность водопровода быстро росла. Например, в 1913 году из реки выкачивали 6,5 миллионов ведер. Мытищинский водопровод добавлял еще около 2 миллионов. Но Москва росла быстрее, и в пересчете на душу потребление оставалось все так же не более 4,5 ведер. В то время парижанин или лондонец могли расходовать на себя 15-20 ведер, а житель Нью-Йорка или Чикаго — 30! То есть в ряду главнейших столиц Москва выглядела замарашкой.
Не выдерживали растущей нагрузки и старые чугунные трубы. Время от времени они с треском лопались, оставив жителей окрестных районов вообще без воды. К 1934 году ситуация немного изменилась: из Москвы-реки вычерпывали уже 50 миллионов ведер в сутки. Но летом, когда расход воды увеличивался, во многих домах она поднималась только до третьего этажа.
В общем, воды Москвы-реки не хватало. И сейчас она скрывается в водопроводных трубах, даже не доходя до столицы, а в ее русле текут воды из Волги. Именно ее пьют три четверти москвичей, а москворецкой водой пользуются только жители западных и юго-западных районов столицы.

Идея создания канала была проста: привести к столице самую великую русскую реку — Волгу. Решение о строительстве было принято в 1931 году. Так одним махом убили сразу трех зайцев: напоили Москву и Северное Подмосковье, проложили водный путь от Москвы до Волги, и спасли от гибели Москву-реку и Яузу.
За 4 года и 8 месяцев был выполнен огромный объем работ: построено 11 шлюзов, 8 земляных плотин, 3 железобетонные плотины, 8 ГЭС, 7 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 туннеля и множество других сооружений. Пять насосных станций были поставлены для подъема Волжской воды почти на 50 метров Клинско-Дмитровской гряды. А для строительства Химкинского, Клязьминского, Пяловского, Пестовского, Икшинского и Учинского водохранилищ пришлось перенести с места на место более 200 миллионов м3 грунта.

Подсчитано, что если бы его погрузили в железнодорожные вагоны, такой состав мог опоясать Землю по экватору 5,5 раз.

Большинство строителей канала Москва — Волга были заключенными ГУЛАГа. Их труд был дешев, а работали они самоотверженно. Для этого в системе Главного Управления лагерей ОГПУ-НКВД СССР был создан ДМИТЛАГ с центром в Дмитрове. В то время он был крупнейшим лагерем с большим количеством «филиалов» по всему протяжению канала и 1 200 000 заключенных в начале 1933 года.
Когда нужны были технические специалисты, их доарестовывали. Например, для крупного ученого, заключенного ДМИТЛАГа, а в прошлом — министра Временного правительства и последнего генерал-губернатора Финляндии профессора Николая Некрасова построили дом, выделили обслугу и машину с личным шофером. А с 1935 года профессор работал на строительстве уже в качестве вольнонаемного сотрудника.
Одновременно с каналом заключенные ДМИТЛАГа строили два закрытых аэродрома под Подольском, а в Москве — спортивный комплекс «Динамо», Северный и Южный речные порты, жилые дома для начальствующего состава ОГПУ-НКВД.
До 1935 года техники на строительстве канала Москва — Волга почти не было. При этом на одной только Глубокой выемке возле деревни Хлебниково к этому времени вручную вынули более 2 миллионов м3 грунта. Людей, вывозивших на тачках землю из котлованов, было так много, что приходилось ставить регулировщиков движения.

Говорят, что измученные непосильным трудом заключенные сами вместе с тачками срывались в котлованы, падали в бетон и оставались в нем замурованными. Иногда «доходяг» увозили в лагерные больницы. А часть зеков хоронили еще живыми. Поначалу медики называли истинные причины смерти, но потом это запретили. И каждое утро из Дмитрова, Яхромы, Орева, Деденева, Икши выезжали телеги, груженные трупами. А в лесах устраивались массовые безымянные захоронения. Лишь иногда умерших «ДМИТЛАГовцев» закапывали на окраинах кладбищ. А зимой трупы укладывали на дне вырытой ямы штабелями, присыпая очередной «слой» песком.

О том, в каких условиях находились узники ДМИТЛАГа, можно судить по воспоминаниям неназванных современников: Тысячи грязных измученных людей барахтались на дне котлована по пояс в грязи. А был уже октябрь, ноябрь, холода стояли страшные! И главное, что запомнилось: заключенные были истощены предельно и всегда голодны… Смотрим: то один, то другой зэк в грязь падают. Это они умирали от слабости: предел сил наступал… Ближе к ночи, чтоб не было случайных свидетелей, … тянулись с канала целые караваны «грабарок» с трупами, облаченными в нижнее рваное белье. Лошадей погоняла специальная похоронная команда. Ямы, длинные и глубокие, выкапывались в роще заранее днем. Людей сбрасывали в могильники как попало, один на другого, будто скот. Только уедет один караван — за ним приезжает другой…

Строительство канала Москва — Волга завершилось как раз к моменту открытия навигации. 2 мая 1937 года из Горького (Нижнего Новгорода) к Северному Речному Вокзалу по каналу прошла флотилия теплоходов и катеров, специально построенных для работы на этом водном участке. Канал Москва — Волга длиной 128 километров, глубиной 5,5 метра и шириной водного пути 85,5 метра был торжественно открыт.
Ну а жизнь ДМИТЛАГа подходила к концу так же, как и жизнь многих его заключенных. С 8 августа 1937 года начались массовые расстрелы под Москвой на «спецобъектах» Бутово и Коммунарка. Сюда для исполнения приговоров привозили и осужденных из ДМИТЛАГа.

В 1947 году в честь 800-летия города каналу Москва — Волга было присвоено имя Москвы. А портом пяти морей столица стала после открытия Волго-Донского и Волго-Балтийского каналов. Так водные артерии соединили Москву с Азовским, Черным, Каспийским, Балтийским и Белым морями.

Но в наследство от строительства и обслуживания канала Подмосковью осталось множество рабочих поселков. Один из них — Икша. Сюда привозили тысячи заключенных. И это неспроста, ведь именно в Икше располагается ближайший к Москве шлюз. Сейчас с его пешеходного мостика во время навигации можно полюбоваться тем, как корабли, проходя шлюз, поднимаются на несколько метров.
Но любопытно, что вся история поселка связана с водой. Даже слово «Икша» в переводе с финно-угорского значит «родник».

Здесь действительно много родников. И местные жители называют их золотыми, так как в воде есть частицы золота. Говорят, что когда-то икшинскую воду пил Юрий Долгорукий со своими воинами. А еще, по легенде, когда-то знахарки в этих местах умели заговаривать воду из родников так, что она прогоняла из дома нечистую силу.

  • Шлюз №6
  • Шлюз №6
  • Шлюз №6
  • Шлюз №6
  • Шлюз №6
  • Железнодорожный мост через канал
  • Канал Москва-Волга 1939
  • Канал Москва-Волга 1939

Чтобы путешествие стало еще интереснее, смотрите также:






Северный речной вокзал
Рейтинг

КомментарииВсего (2)

Алексей 15 Апреля, 2020 06:58
Гость
Да уж почитал историю этого канала сегодня прогулявшим по нему ,буду относиться к нему серьезно ! Видел много бутылок и всяких отходов ! Люди очнитесь кто кидает мусор на могилу ? Место само собой завараживает такое спокойствие там я даже не принял во внимание ! Буду беречь это место купил квартиру тут по крайней мере я буду относиться бережней ! Какими силами это все было !!! Земля пухом !
Владимир 14 Июля, 2019 11:29
Гость
Люди! Берегите воду!

Добавить комментарий

Обновить