Место, где переплелись резьба по дереву и врубелевская майолика.

Абрамцево
Чем впечатляет: здесь был центр творческой жизни – Аксаков писал мемуары и сказки, Васнецов создавал храмы, Врубель творил шедевры из майолики, а Поленова собирала коллекцию русского резного искусства.

Впервые об Абрамцево заговорили в XVI веке. «Обрамково» – так называли эту местность документы 1580-х годов. Тогда эти земли принадлежали Волынским. А в начале XVIII века Абрамково (как теперь называлось поместье) перешло Федору Головину.

Прослужив 20 лет во флоте, в 1727 году он вышел в отставку и поселился в своем имении. В Абрамкове он прожил более полувека, занимаясь устройством усадьбы. При нем появились одноэтажный деревянный дом, служебные постройки, пруды, фруктовый сад и спускающийся к реке Воре парк.

В то время Абрамцево было довольно скромным поместьем. Оно не приносило доход и оставалось у Головиных до 1783 года. Затем за короткий срок сменило нескольких хозяев, а в 1797 эти земли купил Ларион Молчанов. Он владел поместьем до 1840 года и за это время пристроил мезонин над домом и устроил террасы в парке.

В 1841 году Абрамцево перешло Василию Неведомскому, но уже через 2 года усадьбу купил Сергей Аксаков. Он не стал ничего менять, а только поставил к юго-востоку от дома жилой флигель. Для Аксакова, любителя природы, заядлого рыбака и охотника, Абрамцево стало местом, где можно было отдохнуть от московской суеты. Он писал:
Прекрасно местоположенье:
Гора над быстрою рекой,
Заслонено от глаз селенье
Зеленой рощею густой…

Здесь Аксаков написал «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Аленький цветочек». Этот дом много раз навещали Гоголь, Тургенев, Погодин, Щепкин и другие друзья писателя. Именно здесь Гоголь впервые прочитал главу из второй части «Мертвых душ».

После смерти Сергея Аксакова Абрамцево опустело, и в 1870 году усадьбу купил Савва Мамонтов, обеспеченный купец, председатель правления Акционерного общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.

В обветшавшей усадьбе все строения требовали ремонта, и Мамонтовы активно взялись за ее обустройство. Савва Мамонтов писал: Дом потребовал больших переделок и, вернее, многое надо было сделать наново. Фундамента не было… Крыша была совершенно гнилая – пришлось крыть железом. Полы все перекосились и сели, накаты сгнили, все надо было заменить. Печи все были в развалинах, ни одна не годилась. Нижние венцы во всем доме пришлось подвести новые – словом, как копнули дом со всех сторон, работы оказалось масса.

В 1870-1880-х Абрамцево преобразилось: усадебный дом перестроили, добавили к нему мезонин и эркер-фонарик, заново построили кухню и людскую, возвели водокачку, амбар, конюшню и каретный сарай, на месте фруктового сада устроили теплицу и две оранжереи. Главный дом разделили на две анфилады: парадную и повседневную. Но все это было сделано максимально деликатно, чтобы сохранить «аксаковский дух».
В 1873 году в усадьбе появилась скульптурная мастерская в модном тогда «русском стиле» (автор проекта – В.А. Гартман). В одноэтажном деревянном домике хорошо продумано естественное освещение: в мастерской нет потолка, но есть окна-люкарны в кровле. Резной орнамент, который украсил крыльцо, кровлю, наличники и карнизы, архитектор заимствовал из народных вышивок.

А в 1877-1878 территорию украсила баня-теремок по проекту И.П. Ропета. В 1882 году в усадебном парке завершили церковь Спаса Нерукотворного по проекту В.М. Васнецова и В.Д. Поленова. Васнецов вспоминал: Все мы, художники – Поленов, Репин, я – сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши художественные помощницы – Елизавета Григорьевна… Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина – от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню... Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно… Внешнее и внутреннее оформление, а также все церковное убранство выполнили художники Абрамцевского кружка. Впервые в иконописи использовали реалистичное письмо. Несмотря на долгое оформление документов, храм освятили во имя Спаса Нерукотворного. Он стал фамильной усыпальницей Мамонтовых.
В 1883 по соседству с церковью построили беседку, также по проекту В.М. Васнецова. За свой причудливый вид она получила название «Избушка на курьих ножках». На фронтонах разместились летучая мышь и сова, которые летали по усадебному парку «десятками». Позже изображения совы и летучей мыши стали популярными элементами русского модерна.
Скотный двор, сенной сарай и дача «Яшкин дом» на территории старой усадьбы не поместились, и их вынесли за пределы. Из-за этого они не дошли до наших дней.

А Елизавета Мамонтова открыла в Абрамцево в 1873 году больницу, а в 1874 – школу. При школе через 2 года начала работать столярная мастерская. Цель была не только облегчить жизнь крестьян, но и предотвратить уход сельской молодежи на заработки в город. Эти постройки также не удастся увидеть: они не сохранились.

Тем временем Абрамцево превратилось в художественный кружок. Предприниматель по профессии, Савва Мамонтов был художником в душе. Среди гостей усадьбы были М.М. Антокольский, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, В.М. и А.М. Васнецовы, В.А. Серов, И.С. Остроухов, Е.Д. Поленова, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, М.А. Врубель, А.А. Киселев и другие художники. Они подолгу жили и работали в Абрамцеве, поэтому содружество этих мастеров называли Мамонтовским художественным кружком. Именно в Абрамцево Репин написал «Крестный ход в Курской губернии» и «Не ждали», Васнецов создал «Аленушку» и «Богатырей», а Серов завершил «Девочку с персиками».

Но деятельность Мамонтовского кружка не ограничивалась только изобразительным искусством. По инициативе Елизаветы Мамонтовой в Абрамцеве собрали коллекцию произведений народного искусства. На ее основе столярно-резчицкая абрамцевская мастерская под руководством Е.Д. Поленовой создавала украшенные резьбой и росписью мебель и другие предметы быта.

Первый «экспонат» коллекции народного искусства И.Е. Репин и В.Д. Поленов нашли в 1881 году в деревне Репихово. Во время прогулки они увидели на одном из домов фасадную доску с красивой резьбой. На просьбу художников продать ее, хозяин дома ответил, что готов обменять на новую доску без резьбы.

А в 1890 году открылась керамическая мастерская под руководством М.А. Врубеля. Именно он создал майоликовые печи, произведения декоративной скульптуры и посуды для Абрамцево. В парке сохранилась скамья, полностью украшенная майоликовыми изразцами ручной работы. Ее считают лучшей работой Врубеля в области керамики. Вообще Абрамцевские изделия пользовались спросом в Москве, Петербурге и других городах. Они получали премии на престижных выставках, в том числе на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Также Мамонтов активно поддерживал традицию домашних спектаклей. Он сам выступал режиссером и драматургом, а декорации и эскизы к костюмам создавали Поленов, Васнецов и другие художники. Эти любительские постановки стали основой для создания Мамонтовым Русской частной оперы в Москве.

Казалось, что ничего не предвещало беды: предпринимательская деятельность Саввы Мамонтова расширялась, но в 1899 году его обвинили в финансовых злоупотреблениях. Мамонтову пришлось несколько месяцев провести в тюрьме. Хотя ему удалось отстоять свое доброе имя, он был разорен. Для уплаты долгов пришлось продать московский дом, но Абрамцево удалось сохранить.

В 1917 году усадьбу национализировали и превратили в музей. Но художественные традиции Мамонтовского кружка не прервались: в XX веке в Абрамцево жили и работали художники И.Э. Грабарь, П.П. Кончаловский, И.И. Машков, скульпторы В.И. Мухина, Б.Д. Королев и другие представители творческих профессий.

Адрес: Московская область, Сергиево-Посадский район, Хотьково, Кооперативная улица, 23

Чтобы путешествие стало еще интереснее, смотрите также:

официальный сайт музея-усадьбы «Абрамцево»
  • Абрамцево
  • Абрамцево
  • Абрамцево
  • Абрамцево
  • Абрамцево
  • Абрамцево
  • Абрамцево
  • Абрамцево
  • Абрамцево
  • Абрамцево
  • Абрамцево
  • Абрамцево
  • Абрамцево
  • Абрамцево
  • Абрамцево
  • Абрамцево
  • Абрамцево
  • Абрамцево
  • Абрамцево
  • Абрамцево
  • Абрамцево
  • Абрамцево
  • Абрамцево
  • Абрамцево
  • Абрамцево
Рейтинг