В далеком 1537 году никакого Архангельского не было — стояло здесь скромное село Уполозы, названное так по фамилии владельца Алексея Уполоцкого. В XVII веке хозяева этих земель сменяли один другого: Федор Шереметев, князья Одоевские, князь М.Я. Черкасский. Но уже тогда в имении стояла деревянная церковь.
А с 1703 по 1810 год Архангельское принадлежало Голицыным. Был, правда, эпизод, когда усадьбу хотели забрать: при императрице Анне Иоанновне Дмитрия Голицына обвинили в подготовке государственного переворота, и в 1736 году Архангельское, в обустройство которого он вложил всю душу, конфисковали. Но уже в 1741 его сын, Николай Голицын, вернул и усадьбу, и императорское расположение.
Он решил построить в Архангельском дворец. В 1780 году Голицын отправился в Париж, чтобы заказать проект здания архитектору Жаку-Жако Герну. Работа обошлась князю в 1 200 ливров, при этом зодчий не посчитал нужным явиться в Россию, и контролировал строительство уже другой архитектор.
В августе 1783 года Николай Голицын привез в усадьбу шведского инженера Иоганна Эрика Норберга. Тот поставил на впадающей в Москву-реку Горятинке две плотины. Получившиеся пруды стали резервуаром для работы двух гидравлических машин, которые по деревянным трубам подавали воду в парк, оранжереи, огород, конюшню, хозяйственные и жилые постройки. Так в Архангельском появилась еще одна диковинка — фонтаны.
А в 1790-х перед дворцом устроили две террасы с мраморными балюстрадами, цветниками, статуями и бюстами античных богов, героев и философов. Автор этой задумки итальянский архитектор — Джакомо Тромбар. Другой итальянец, Джованни Петонди, поставил в парке Архангельского ансамбль зданий под звучным названием Каприз.
Но дальше дело не пошло из-за финансовых трудностей Голицыных. И в таком виде в 1810 году Архангельское заполучил князь Н.Б. Юсупов. Правда, за это ему пришлось выложить немалую по тем временам сумму — 245 тысяч рублей. Здесь Юсупов хотел разместить свою коллекцию предметов искусства. Но началась война с Наполеоном, и коллекции вместо Архангельского отправились в далекую Астрахань. И это к лучшему, так как во время войны дворец разграбили, а в 1820 году там «похозяйничал» пожар.
Юсупов не мог оставить усадьбу погибать, а так как он участвовал в Комиссии возрождения Москвы после пожара, князь был знаком со многими именитыми архитекторами. И за восстановлением своего дворца он обратился к лучшим московским зодчим — И.И. Жукову, О. Бове, Е.Д. Тюрину. Они превратили Архангельское в «подмосковный Версаль». Основной принцип устройства усадьбы обозначил сам Юсупов: «...заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других». Поэтому веселиться сюда приезжали многие знаменитости — Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.А. Серов, А.Н. Бенуа, К.Е. Маковский, К.А. Коровин, И.Ф. Стравинский. Напоминает об этом памятник Пушкину 1903 года. Также в Архангельском успели погостить пять императоров — Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II. Приезд каждого из них отмечали установкой в парке колонны с завершением из двуглавого орла и надписями с посвящением на французском языке. Но сохранились лишь 3 из них — в честь императоров Александра I, Николая I и Александра III.
Также Юсупов устроил в усадьбе мастерскую по росписи фарфорового «белья». Посуду привозили с русских заводов Гарднера, Попова, Императорского, а также из-за границы — с Севрской мануфактуры, заводов Мейснера, Парижа и Вены.
После революции усадьбу национализировали и в 1919 году превратили в музей. Это спасло и шикарные интерьеры, и ценные коллекции. Вот только исторический вид сохранить не удалось: в 1934-1937 годах на месте оранжерей над Москвой-рекой поставили корпуса Центрального военного клинического санатория «Архангельское» по проекту архитектор В.П. Апышкова.
Сейчас Ильинское шоссе делит усадьбу на две части. С одной стороны находится дворец, парки, храмы. Чтобы посмотреть на это великолепие, придется заплатить. Зато другая часть открыта для всех желающих. Там находятся театр Гонзага и Аполлонова роща.
Что можно посмотреть в усадьбе «Архангельское»:
В усадьбе целых три парка — итальянский террасный, французский регулярный и английский пейзажный.
Итальянский террасный парк появился еще при Николае Голицыне, а при Юсупове его только обогатили мраморные скульптуры и бюсты из коллекции князя. В основном, это работы русских и итальянских мастеров XVII и XIX веков. Работы очень ценные, поэтому на зиму их прячут в специальные короба.
Французский парк устроен по законам математики и симметрии. Основные деревья здесь — посаженные во время реконструкции XX века липы.
Английский пейзажный парк в Архангельском появился также при Николае Голицыне и больше похож на лесную чащу. А от французского его отделяет Руинная арка.
Большой дворец построили по проекту Жака-Жако Герна в 1784-1820-х. По ходу работ пришлось вносить изменения в проект, поэтому здание объединяет сразу несколько архитектурных стилей. Этажи дворца тоже имеют разную высоту, потому что на первом размещались парадные залы, а на втором — жилые комнаты и библиотека.
Центральный его зал — Овальный — предназначался для светских приемов и балов. А украшает его подлинная люстра с имитацией под бронзу. Тогда стоимость металла была настолько высокой, что даже для князя Юсупова оказалась слишком дорогим удовольствием.
А венчающий дворец шпиль служил не только флагштоком, но и в грозу работал как громоотвод.
С 1660-х сохранился белокаменный храм Архангела Михаила с необычным диагональным размещением приделов. Построил его, вероятно, крепостной зодчий Павел Потехин. Это самое древнее здание в Архангельском. Оно и дало имя усадьбе. При этом Святые ворота и глинобитная ограда появились уже в XIX веке.
А появление храма-усыпальницы Юсуповых (ее чаще называют «Колоннадой») связано с трагическим событием. В 1908 году на дуэли погиб Николай Юсупов, старший сын Зинаиды и Феликса Юсуповых. В 1909 архитектор Р.И. Клейн начал строить усыпальницу. Тогда же неподалеку от памятника Пушкину появилась скульптура «Скорбящий гений» немецкого мастера К.Г. Барта. В 1916 году усыпальницу завершили, но ни одного захоронения там не появилось: после революции Юсуповы эмигрировали.
Еще один храм в Архангельском посвящен Екатерине II. Надо отметить, что императрица ни разу не была в усадьбе, но Юсупов просто боготворил ее. Поэтому в 1819 году появился храм по проекту архитектора Е.Д. Тюрина и скульптора М.И. Козловского. Екатерина II там изображена в виде богини правосудия Фемиды. Только повязка на глазах отсутствует: мастер просто не посмел завязать глаза царствующей особе. А за фигурой видна поэта Торквато Тассо: «Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливо и достигнуть желаемого».
Малый дворец «Каприз» конца XVIII века Юсупов использовал для размещения выставки картин. Но из-за финансовых проблем его пришлось сдавать в аренду. Поэтому стоящие перед дворцом статуи, бюсты и вазы перенесли на верхнюю террасу. А в XIX веке Е.Д. Тюрин перестроил «Каприз» и Конторский флигель, который был центром хозяйственной жизни усадьбы.
Розовый фонтан появился в 1850-х. Название может ввести в заблуждение — это беседка со скульптурой «Амур с лебедем» неизвестного мастера второй половины XVIII века. Роз там тоже нет, а название дал нежно-розовый мрамор, из которого сложена беседка.
Здание с непритязательным названием «кладовая над оврагом» на самом деле парковый павильон. Оно появилось в конце XVIII века, а в 1816 году его перестроил О.И. Бове. Сейчас здесь проходят выставки и лекции. А вот Чайный домик еще после пожара 1820 года превратился в библиотеку.
Трудно представить себе дворянскую усадьбу без домашнего театра. И театр из дерева на каменном основании в Архангельском появился в 1817-1818 годах по случаю празднования пятилетия победы над Наполеоном. Проект здания по заказу Юсупова разработал архитектор и живописец из Италии Пьетро Гонзаго. Он оформлял Ла Скала, театры в Петербурге и пригородах. В Архангельской Гонзаго устроил театр декораций, где основное действие происходило без участия актеров. Художник даже сделал 10 комплектов декораций. Сохранились только четыре — «Храм», «Таверна», «Тюрьма», «Мраморная галерея», а также живописный занавес.
А еще в Архангельском жили управляющие заводом, где изготовляли знаменитый юсуповский фарфор, хрустальным заводом и прядильной фабрики. Впрочем, расходов на содержание усадьбы предприятия не покрывали. «Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья», – объяснял сей феномен Б.Н. Юсупов.
Адрес:Московская область, городской округ Красногорск, поселок Архангельское
Чтобы путешествие стало еще интереснее, смотрите также:
официальный сайт музея-усадьбы «Архангельское»Что есть что в церкви
Путеводитель по архитектурным стилям
От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю: архитектурно-историческая шпаргалка