Дмитров. Самый романтичный город Подмосковья.

Ворота Дмитровского кремля
Чем впечатляет: История Дмитрова — яркий пример череды черных и белых полос. Его основал в 1154 году Юрий Долгорукий. С одной стороны, близость к Москве определила важное стратегическое значение. С другой — именно это стало его «проклятьем»: городу «досталось» от каждого, кто шел к столице — и от Михаила Тверского, и от татар, и от поляков, и от немцев... Долгое время Дмитров лежал на пересечении крупных торговых дорог, пока не остался в стороне от другой дороги — железной. В советское время именно здесь разместился ДМИТЛАГ, строивший канал имени Москвы. Ну а сейчас этот уютный город привлекает романтиков, которые жаждут поймать удачу за хвост или обрести вечную любовь. Для этого в Дмитрове устроена целая аллея обычаев и традиций! Пять тысяч жителей, шесть винных лавок;
Шинки везде. Трактир — второй разряд;
Завод колбас, к которым нужен навык;
Завод литья да кузниц длинный ряд.
Но слава города и смысл его — баранки!
Нигде решительно таких баранок нет —
Они разделены на вкусовые ранги,
И их рецепт — таинственный секрет.

Л.Н. Зилов

Дмитров был основан Юрием Долгоруким в 1154 году и назван в честь его младшего сына — будущего Всеволода Большое Гнездо. Дмитрий — его крестное имя.
Место для города было выбрано неспроста. Здесь и ранее были славянские поселения. А Дмитров стал не просто младшим братом Москвы, а надежным ее защитником. Об этом нам напоминает огромный земляной вал — тот, что остался от мощной крепости деревянного кремля с восемью башнями. Известно, что Дмитров неоднократно держал осаду и несколько раз был разорен — и татарами, и русскими удельными князьями, и поляками, и немцами.
Но Дмитров был нужен не только как пограничная крепость, но и как центр пересечения торговых путей. Отсюда по рекам Яхроме и Сестре шел водный путь в верховья Волги. По суше город был связан с верховьями Клязьмы, откуда товары доставляли во Владимир. А в XV веке торговые связи Дмитровских купцов достигли Каспия!

В 1334 году Дмитров стал столицей удельного княжества. Город считался довольно ценным «куском», и поэтому его отдавали младшим сыновьям московского великого князя.
При Иване Грозном Дмитров отошел к Москве. А в 1610 году войска Яна Сапеги разорили город. Это был один из самых сильных ударов. Уничтоженные Сапегой деревянные укрепления Дмитрова больше не восстанавливали, а в 1624 году в городе насчитывалось лишь 127 человек.
Но уже через 25 лет население выросло в 10 раз. Во многом этому способствовало развитие торговли, а затем и возрождение старого речного торгового пути.

В XVIII—XIX веках Дмитров все еще оставался торговым городом. Вместе с ростом ширины Дмитровских купцов, рос и богател сам Дмитров: возобновилось каменное строительство, в 1781 году город получил герб, а в 1784 — регулярный план застройки.
Можно сказать, что отечественная война 1812 года обошла Дмитров стороной. И хотя французский отряд занял город, но, узнав о приближении русских войск из Клина, оставил его без боя.

Любопытно, что «визитной карточкой» Дмитрова, как и в Туле, были пряники и баранки. Известно, что во время визита в 1858 году Александру II вместо традиционных хлеба-соли поднесли печатный пряник. А в музеях еще сохранились доски-формы для традиционных Дмитровских пряников «разгоняя».

По иронии судьбы, и Николаевская железная дорога и Ярославская прошли мимо Дмитрова. И город «захирел»: старая речная торговля сошла на нет, а жители стали разъезжаться кто куда. Немного изменила ситуацию Савеловская железная дорога, после строительства которой в 1900 году начался рост населения и промышленности.
Поэтому Первую Мировую войну Дмитров встретил, можно сказать, во всеоружии: чугунолитейный завод Галкина получил заказ на изготовление ряда деталей экспериментального Царь-танка. Его вскоре испытали и «потеряли» на полигоне близ деревни Очево Дмитровского уезда.
В советское время Дмитров получил новую миссию. 15 июня 1931 года было принято решение строить канал Москва-Волга. При этом на строительстве активно использовался труд заключенных.
Близость новой водной трассы к Дмитрову обусловила появление в городе специального лагеря — ДМИТЛАГа, который приспособил под свои нужды Борисоглебский монастырь.
Инженерный состав и вольнонаемные строители жили в самом Дмитрове, а лагеря с заключенными расположились вдоль трассы канала. Не удивительно, что население города сильно выросло, и остро встал жилищный вопрос. Старожилы хорошо помнят так называемый «городок» ДМИТЛАГ с деревянными 2-этажными бараками на улицах Большевистская, Чекистская, Комсомольская, Пионерская, Инженерная, Энергетическая, Шлюзовая.
А после завершения строительства канала в 1937 году население Дмитрова опять уменьшилось. И не столько из-за отъезда вольнонаемных работников, сколько из-за арестов и расстрелов руководства и строителей ДМИТЛАГа, чтобы скрыть правду о преступлениях при строительстве канала. Расстрелы на Бутовском полигоне Москвы шли едва ли не круглосуточно.
Канал имени Москвы сильно изменил Дмитров, ведь он прошел прямо по городской территории, отрезав Заречье и уничтожив целые кварталы. Но в то же время стройка дала импульс промышленному развитию города, где появились Дмитровский завод фрезерных станков (ДЗФС) и Дмитровский экскаваторный завод (ДЭЗ), а также возродился водный путь на север.
А 17 июля 1997 года на въезде в Дмитров с юга на западном берегу канала в память о погибших на строительстве заключенных был поставлен стальной 13-метровый памятный крест.

26-27 ноября 1941 года в районе Дмитрова, на Перемиловской высоте, развернулось наступление немецко-фашистских войск. Но 29 ноября они были выбиты оттуда. После этого началось контрнаступление Красной армии. А к 11 декабря весь Дмитровский район был освобожден от захватчиков.
30 октября 2008 года Дмитров первым из подмосковных городов получил звание «Город воинской славы», и на советской улице появилась стела, увенчанная гербом Российской Федерации. Такие стелы стоят во всех городах воинской славы.

В 1950-х годах в Дмитрове начался строительный бум. Однако город сохранил почти без изменений не только дух, но и облик XIX века. И не только в историческом центре!
Пожалуй, самая характерная улица старого Дмитрова за кремлевским валом — Кропоткинская. Здесь, в простом деревянном доме, жил знаменитый революционер-анархист князь П.А. Кропоткин. Ученый-географ, исследователь динамики ледовых покровов земли, он увлекся идеями анархизма. Кропоткин был «великим мечтателем» — хотел увидеть Россию счастливой, богатой и процветающей.

В 2 часа ночи 2 июня 1917 года в Петроград прибыл поезд с пассажиром, которому в России уже давно был присвоен титул «дедушки русской революции». Несмотря на поздний час, на встречу с ним собралась шеститысячная толпа. Сойдя с поезда, старец разглядел разноликий народ и сквозь слезы умиления хладнокровно прошептал стоящей позади супруге: «Уверен, февралем дело не кончится. Россию еще ждут великие жертвы…» Как же он был прав!
Дмитров стал настоящим местом притяжения для анархистов. А 10 февраля 1921 года состоялись проводы гроба с телом П.А. Кропоткина. Весь город пришел проститься с князем-анархистом.


К своему 850-летию, Дмитров пополнился многими памятниками: скульптурой Кирилла и Мефодия у Успенского собора (2004 год, скульптор А.И. Рукавишников, архитектор Р.В. Нарский), обутым в обрезанные валенки (летний вариант!) памятником П.А. Кропоткину (2004 год, скульптор А.И. Рукавишников), двумя конными фигурами Бориса и Глеба у стен монастыря (2006 год, скульптор А.И. Рукавишников).
В 2001 году в Дмитрове был установлен памятник «отцу-основателю» города — Юрию Долгорукому (скульптор В.М. Церковников). Он встал как раз напротив памятника Ленину в очень похожей позе. На это горожане ответили шуткой, что Юрий Долгорукий, указывая на торговый центр, спрашивает «Пить будешь?», а Ленин отвечает: «Сюда неси!». Но на самом деле легенды указывают, что именно на этом месте Юрий Долгорукий узнал о рождении сына Дмитрия.
А на месте монумента-танка Т-34, установленного в память о сражавшихся здесь во время Великой Отечественной войны солдатах, 8 ноября 2001 года был зажжен Вечный огонь (архитектор Р. Нарский, скульптор А. Шитов). Сам танк переехал на окраину Дмитрова — туда, где были остановлены немецко-фашистские войска.

А в 2003 году на улице Кропоткинской появилась целая аллея застывших в бронзе дмитровчан разных сословий и эпох (скульптор А. Караулов, архитектор Г. Гуляева). Они так полюбились жителям, что моментально обросли всевозможными обычаями.
Так, школьники и студенты перед экзаменами приходят, чтобы подержаться за учительскую линейку. Перед отправкой в дальнюю дорогу дмитровчане непременно притрагиваются к посоху паломника. Денег обычно просят у купца, придерживая раскрытые часики в его руке. А мордочка кошечки рядом с крестьянкой натерта до блеска. Жители верят, что она исполняет желания!
Кстати, эта любовь к котам не могла остаться незамеченной: котиков еще добавили, и в народе появился «маршрут от кота до кота».
Еще одно место умиления — фонтан «Ожидание». По его периметру сидит множество царевен-лягушек. И каждая со своей стрелой ждет принца! Эта работа Рукавишникова имеет и еще один смысл: в болотистых Дмитровских окрестностях было так много лягушек, что дмитровчан в шутку называли «лягушатниками».

В 2004 году была выпущена коллекционная биметаллическая монета «Дмитров» из серии «Древние города России» номиналом 10 рублей. На реверсе монеты — изображение Успенского собора Дмитровского Кремля на фоне панорамы города, выше — герб города Дмитрова. А в 2012 году была выпущена коллекционная монета «Дмитров» номиналом 10 рублей из серии «Города воинской славы». На реверсе монеты — изображение герба города Дмитрова.

Что посмотреть в Дмитрове:
Дмитровский кремль
Успенский собор
Борисоглебский монастырь

  • Троицкая церковь в Дмитрове
  • Троицкая церковь в Дмитрове

Чтобы путешествие стало еще интереснее, смотрите также:



Панорамы Дмитрова

Аудио-экскурсия от Эхо Москвы
Рейтинг