Чтоб в космические дали
Полетели «корабли»,
В твоих цехах, мой город славный,
Ракет строение вели.
В КБ ХИММАШ уже детально
Текло решение идей.
Под строгим техника вниманьем
Проверка шла двигателей.
А в ЦУПе строгими рядами
На гладком зеркале столов
Расположились орбитальных
«Глаза и уши» челноков.
Город Королёв до 1996 года назывался Калининградом. Сейчас это космическая столица России, наукоград, крупный научно-промышленный центр. А появился он на картах в 1938 году на основе поселка Калининский.
Еще весной 1918 года Питерский орудийный завод решили эвакуировать из Петрограда в Нижний Новгород. Станки, приборы и другое оборудование приехали в место назначения, но новая площадка для завода не подошла. К сентябрю нужное место все же нашлось, правда, в Подмосковных Подлипках на территории завода по производству бронеавтомобилей. Так и началась история завода №8 и поселка Калининский.
Калининград (будущий Королёв) рос, и в 1960 году вобрал в себя Костино, в 1963 году — поселки Первомайский, Текстильщики и Болшево, у каждого из которых своя история.
Например, село Болшево возникло в XVI веке и было известно, как центр ткацкого производства. Так, во времена Петра Первого Болшевская парусина шла на оснащение молодого российского флота.
В Болшево было несколько фабрик. И 20% их рабочих составляли дети и подростки. Зарплата малолетнего была в 4-5 раз ниже, чем у рабочего-мужчины, и в 2-3 раза ниже, чем у женщины-работницы. При этом судьба рабочего полностью находилась в руках фабриканта. Например, треть заработка могли отбирать в виде штрафов, а для увольнения рабочего подходил любой повод. Так, когда в 1895 году на прядильной фабрике сломался паровой котел, хозяин уволил сразу 160 человек.
Село Костино до революции принадлежало богатым помещикам. В середине XIX века им владели князья Долгоруковы, затем — гофмейстер царского двора М.Д. Жеребцов, и наконец, фабрикант Крафт.
А незадолго до революции в 5 км от Костина, на месте богатого имения чайного фабриканта С.В. Перлова, появился дачный поселок. Когда-то там был двухэтажный каменный дом, манеж, конный двор, кузница, фруктовый сад. Но хозяин проиграл имение на скачках, и новые владельцы отдали его под дачи. Объявления в газетах рисовали фантастические картинки самого благоустроенного места в Подмосковье. Дачникам обещали парк, спортивные павильоны, бассейны, асфальтированные проспекты (хотя в России в то время асфальт еще не использовался), телефоны на дачных участках… Но вместо этого накануне Февральской революции эти земли купило английское акционерное общество «Бекос» и начало строительство завода военных самоходов.
В 1920 году в бывшем имении Крафта в Костине появился совхоз. Здесь с 17 января по 1 марта 1922 года жил и работал В.И. Ленин. Именно здесь его в течение полутора месяцев прятали от возможного контрреволюционного заговора. Но Владимир Ильич не сидел сложа руки: за это время он написал более 190 документов по вопросам партийного, государственного и хозяйственного строительства, внешней политики Советской Республики. И сейчас в доме, где он жил, работает музей.
Также Костино стало известно благодаря трудовой коммуне для беспризорников, организованной в 1924 году по инициативе Феликса Дзержинского с уникальным для мировой практики методом перевоспитания. Коммуна просуществовала 15 лет, до января 1939 года. А прославил ее на весь мир фильм «Путевка в жизнь», снятый в 1931 году. Сейчас от трудкоммуны и следов почти не осталось, ведь со временем эта часть Костина приобрела черты рабочего поселка с кирпичными четырехэтажными домами, двухэтажной больницей, фабрикой-кухней, учебным комбинатом, клубом.
Ну а другая часть Костина так и оставалась селом, где единственным культурно-просветительным учреждением была изба-читальня, на которую выписывались 4 газеты да 3 журнала.
В первые месяцы Великой Отечественной войны часть предприятий Калининграда и ближайших поселков эвакуировали, а оставшиеся перепрофилировали на оборону. Например, фабрика «Передовая текстильщица» перешла на выпуск тканей для нужд фронта, Болшевский машиностроительный завод изготавливал мины и патроны, на базе ремесленного училища в Подлипках были созданы мастерские по ремонту оружия и мастерские по производству лыж, одежды, обуви.
Многие калининградцы ушли на фронт. А в октябре-ноябре 1941 года жители города участвовали в сооружении оборонительных линий вокруг Москвы в районе Лобни, Истры, Можайска. Также зимой 1941 года именно калининградцы занялись добычей торфа и строительством семикилометровой узкоколейной железной дороги до Торфо-предприятия. Узкоколейка была готова уже через 3 месяца и на протяжении всех военных лет снабжала топливом Калининград, Костино, Мытищи и окрестные рабочие поселки.
Но, пожалуй, самым впечатляющим вкладом в победу, стали собранные калининградцами и жителями Мытищинского района 3 миллиона рублей на постройку эскадрильи самолетов и 2,5 миллиона рублей на постройку танковой колонны.
Об ожесточенных боях за Родину напоминает мемориал воинам, погибшим в Великой Отечественной войне со скульптурой «Трое вышли из леса» и часовней Александра Невского на Октябрьском проспекте.
До войны на одной из главных улиц Калининграда — улице Циолковского — стояло всего 2 пятиэтажных каменных дома. После войны улицу застроили пятиэтажками, в одной из которых открылся первый в Калининграде универмаг (это и сегодня один из крупнейших магазинов города). Тогда же в городе появились поликлиника, средняя школа, парк культуры и отдыха. Ну а после того, как в 1975 году был принят план застройки Калининграда, и с улиц города исчезли все ветхие деревянные строения.
А в Костино появился любопытный домостроительный комбинат, одним из первых в стране освоивший заводское домостроение: сборные щитовые жилые трехкомнатные дома с утеплителем из минеральной ваты. Именно там создавались первые дома и школы для строителей БАМа.
В 1996 году Калининград был переименован в Королёв в честь ученого и конструктора, основателя практической космонавтики академика С.П. Королёва. Он сыграл большую роль в истории города.
Все началось в 1930-е годы, когда в Калининграде были размещены два секретных предприятия — завод №38 Л.В. Курчевского (создателя первого в мире динамореактивного безоткатного артиллерийского орудия) и авиационное КБ-29 В.А. Чижевского, занятое разработкой самолета для кругосветных авиаперелетов. Кстати, именно на базе КБ Чижевского появился завод №289 П.О. Сухого.
28 февраля 1940 года с Калининградского аэродрома поднялся в воздух первый в мире аппарат с жидкостным реактивным двигателем на двухкомпонентном топливе с зажиганием, охлаждением и организацией внутрикамерных процессов. 3 июня 1942 года началась история основного сейчас производителя ракетного вооружения «Тактическое ракетное вооружение» (в то время авиационный завод №455). А в августе 1942 года открылось Центральное артиллерийское конструкторское бюро (знаменитое КБ Грабина). Именно там разрабатывали зенитные и авиационные пушки, орудия для танков и знаменитую стомиллиметровую противотанковую пушку ЗИС-3 «Зверобой», ставшую грозой немецких «Тигров» и «Пантер».
В 1950-е годы перед Калининградом была поставлена задача создать ракетный щит Родины. Именно тогда начали активно развиваться предприятия, на базе которых и сформировался российский ракетно-космический комплекс. Именно над этим работал академик С.П. Королёв.
Но все же главной его целью было завоевать космос. Его старания были успешны: «семерка», переделанная из боевой ракеты в космическую, 4 октября 1957 года впервые в мире вывела на орбиту искусственный спутник Земли. Это сделало Советский Союз первой космической державой. А 12 апреля 1961 года на пилотируемом космическом корабле «Восток» космос покорил и первый человек — Юрий Гагарин.
Первый космонавт, первый совместный полет двух «Востоков», первая женщина-космонавт, первый выход в открытый космос, первый запуск многоместного корабля «Восход» с тремя космонавтами на борту, первые лунные автоматические станции… Каждый новый запуск сложнее предыдущего — это был принцип Сергея Павловича Королёва.
Главный не умел отдыхать, и не делал никакого различия между буднями и праздниками. Более того, праздники его раздражали. Например, Первомай 1953 года заставил прервать испытания ракеты Р-5. А Новогоднюю ночь 1963 года Королёв и вовсе встречал на стартовой площадке.
Как и многие другие ракетчики и авиаторы, Королёв был суеверным. Так, у него был своеобразный талисман: две копеечные монетки, которые он всегда носил с собой. А 5 января 1966 года, уезжая из дома в последний раз, долго искал эти копеечки и не нашел…
После смерти первого Главного конструктора его последователи воплотили в жизнь идею Королёва о создании многоцелевого космического корабля. Так появилась станция «Союз», а позже — «Мир». В 1976 году НПО «Энергия» была поручена разработка многоразовой ракетно-космической системы, и в 1988 году был запущен и автоматически посажен крылатый корабль «Буран».
Именем Сергея Павловича Королёва назван институт и научно-исследовательские суда, высокогорный пик на Памире и перевал на Тянь-Шане, есть это имя даже на атласе Луны.
Не удивительно, что именно в Калининграде появился уникальный Центр управления космическими полетами (ЦУП, тот самый зал с большим экраном и множеством мониторов, который показывают в теленовостях). С самого начала он задумывался как «завод по обработке полетной информации». Главным экзаменом ЦУПа стала первая в мире стыковка кораблей двух стран — программа «Союз-Аполлон», которая прошла 17 июля 1975 года.
Космическую тему Королёва поддерживают и памятные знаки: Первый искусственный спутник Земли на проспекте Космонавтов, монумент Создателям космической техники в виде ракеты при въезде в город и памятник самому С.П. Королёву на одноименном проспекте.
А 12 апреля 2001 года — особая дата в истории Королёва. Именно в этот день он стал наукоградом.
Что посмотреть в Королёве:
Церковь Космы и ДамианаКоролёвский исторический музей
Музей-усадьба Марины Цветаевой в Болшево