Место для фабрики было выбрано на высоком берегу Дубны, где в нее впадает Якоть. Тогда там стояла избушка перевозчика Феофана Бузникова. Но ради благого дела он согласился продать свою землю англичанину.
Для обмена опытом Гарднер пригласил художников из Тюрингии. И стали жители Вербильцев трудиться на фабрике над созданием удивительного тонкостенного фарфора.
И гарднеровский фарфор полюбился всем без исключения, а фабрика даже получила звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
По легенде, готовясь отмечать именины, Екатерина II приказала своему фавориту князю Потемкину приготовить праздничный стол, который должен превзойти тот, что описан в сказках «Тысячи и одной ночи». Потемкин постарался на славу: стол был отделан золотом и драгоценностями, кухня была восточной, французской и итальянской, а на десерт гостям подали гарднеровские фарфоровые чашечки, наполненные бриллиантами. Императрица была в восторге и сказала своему фавориту: «Спасибо, князь, ты и вправду затмил сказки «Тысячи и одной ночи» блеском золота и роскошью фарфора».
В 1891 году производство купил «фарфоровый магнат» Кузнецов. А со временем поселок Вербилки стал известнейшим центром русского фарфора и гордостью России. Своим отменным качеством и высочайшим уровнем исполнения продукция завода славилась также и далеко за пределами России. Поэтому на зарубежных выставках фарфор Вербилок неизменно завоевывал самые престижные награды.
Говорят, что в подарок императрице Екатерине II фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» изготовила сервиз, посвященный победе в русско-турецкой войне. Он настолько впечатлил императрицу, что в 1777 году Гарднер получил заказ на три орденских сервиза в честь орденов Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского, а позже — еще и святого князя Владимира. В составе каждого сервиза было от нескольких сотен до полутора тысяч предметов.
Во времена СССР продукция фабрики, название которой было изменено дважды («Автономный республиканский Дмитровский фарфоровый завод», «Дмитровская государственная фабрика в Вербилках»), пользовалась особой любовью.
Когда осенью 1941 года немецкие войска продвигались к Москве, музейную коллекцию Вербилок не успели эвакуировать. Чтобы спасти ее, местные жители разобрали по домам 21 000 экспонатов. А когда опасность миновала, и фарфоровые шедевры вернулись в музей, в коллекции оказалось уже 23 000 экспонатов.
С 1991 года фабрика называется «Фарфор Вербилок», а с 1995 года — «Промыслы Вербилок». Сейчас здесь производят тонкостенный фарфор с ручной росписью, статуэтки и бисквит (неглазурованный фарфор).
И до сих пор секреты создания необыкновенно белого и легкого фарфора передаются в Вербилках из поколения в поколение.
Казалось бы, процесс прост:
1. В массозаготовительном и формовочном цехе из глины и песка создается масса. Из нее формируют лепешки, потом брикетики, а затем колбаски. И только из них появляются заготовки будущих изделий.
2. В цехе литья в гипсовые формы заливается жидкий фарфор. Так он превращается в изящные статуэтки, вазочки, посуду необычных и сложных форм.
3. Как известно, фарфор рождается в огне, поэтому все изделия обжигают в туннельной печи. Первый обжиг при температуре 800 градусов длится 8 часов. Затем изделие покрывается глазурью. Второй обжиг при температуре 1350 градусов занимает сутки. Только после этого фарфор приобретает свои наилучшие качества: не пропускает влагу, запахи, и настолько прочен, что может служить веками.
4. Наконец, в живописном цехе художники вручную расписывают каждое изделие.
5. Почти готовый шедевр вновь обжигают в туннельной печи. После этого краски не сотрутся в течение 80 лет!
Но конечно, производство полностью ручное, ведь с такой ювелирной работой, как чашечки с толщиной стенок 1 мм, машины просто не справятся. Хотя посуду попроще штампует автоматика.
Как такового музея на фабрике нет. Но в будние дни с 9.00 до 17.00 по предварительной записи проводятся экскурсии. Также при фабрике работает салон-магазин.
Чтобы путешествие стало еще интереснее, смотрите также:
Сайт фабрики «Промыслы Вербилок»