Село родное, древнее, в объятиях с деревнями, в лесах над речкой тихою спокон веков живет.
Село непокоримое, на всей земле — единое: талантами российскими в нем славится народ…
Село богато красками, реальностью и сказками. Миниатюрой тонкою народ весь покорен.
И лирику душевную, простую и волшебную передают так искренно тому, кто в Русь влюблен.
И церковь деревянная старинная и славная, видавшая Лукутина, торжественно стоит.
Она своим величием без всякого различия всегда на подвиг творческий любого вдохновит.
А.Сиваков
Семиэтажное здание фабрики лаковой миниатюры — самое высокое в Федоскино. Раньше рабочие места художников располагались на верхних этажах фабрики у огромных окон. Тогда работало 300 художников. Теперь их едва набирается 50, и работают они на дому.
Когда-то при фабрике была рисовальная школа, и наиболее одаренную деревенскую молодежь направляли в Строгановку. Сейчас в Федоскино только художественное училище, куда поступают после 9 класса. И если раньше было три направления (жостовская роспись, федоскинская миниатюра и ростовская финифть), то сейчас выпускники получают диплом художника «широкого профиля».
А начало федоскинскому промыслу было положено в 1795 году, когда купец Коробов в селе Данилково — старое название Федоскино — основал фабрику по производству армейских лакированных козырьков из папье-маше (прессованного картона).
Вскоре Россию захватила европейская мода на табакерки для нюхательного табака. Тогда об успешном человеке говорили: «И сыт, и пьян, и нос в табаке». Поэтому и Коробов свое производство переквалифицировал. А чтобы табакерки было приятно держать в руках, на них наклеивали печатный рисунок-гравюру.
Но Коробов пошел дальше и вывез нескольких мастеров из немецкого Брауншвейга с фабрики Штобсвассера, чтобы они создавали уникальные рисунки для его изделий. Хотя еще долго в целях экономии табакерки украшали или простым орнаментом, или бумажным изображением.
Табакерки из папье-маше были очень популярными, ведь после высушивания они становились тверже и долговечнее, чем дерево. Кстати, известно, что когда поднимали табакерки или шкатулки с затонувших кораблей, они выглядели как новенькие. Секрет — в особом лаке. Правда, говорят, что рецепт его уже утерян.
В 1817 году фабрика Коробова перешла к его зятю — Лукутину. Он расширил производство и нанял художников-миниатюристов. А в 1828 году Лукутин получил право обозначать свои изделия клеймом с золотым орлом и инициалами. Это говорило о высоком качестве продукции. И совсем скоро изделия фабрики Лукутиных получили мировую известность.
Но Лукутины делали упор на функциональность. Например, в прейскурантах фабрики значились: пластины для семейных фотоальбомов, коробки для сладостей, «барабаны для чаю и табаку», запонки, игольники-шкафчики, копилки различных форм и размеров, кольца для салфеток, мольберты настольные для писем и визитных карточек, кронштейны для украшения комнат, марочницы, очешники, пресс-папье, мужские и дамские папиросники, портмоне для визитных карт, подносики и стаканы, пудреницы, пеналы для карандашей и перьев, сигарницы, спичечницы, чайницы и многое другое.
Лукутинскую миниатюру украшали портретами, пейзажами, изображениями архитектурных памятников. А со второй половины XIX века на миниатюрах все чаще появлялись народные мотивы — крестьянские гулянья, сенокос, чаепития, тройки.
Но в конце XIX века фотография «убила» жанр лаковой миниатюры, и в 1904 году фабрика Лукутина закрылась.
Однако уже в 1910 году группа федоскинских художников организовала артель с целью восстановить промысел. И им это удалось: в революционные годы изделия Федоскино получили диплом 1-ой степени за высокую художественную технику. А в 1931 году при федоскинской фабрике открылась художественная школа. Это позволило расширить тематику лаковой миниатюры пейзажами, портретами исторических лиц, картинами по мотивам русских сказок и копиями картин известных художников.
Изделия Федоскино активно экспортировались и стали настолько популярными, что Сталин подписал приказ, по которому мужчин-художников во время войны не брали на фронт. Также приказано было вернуть всех мастеров из Федоскино, работающих в других местах. А в 1970-х годах появилось новое здание фабрики.
Основной «конкурент» Федоскино — конечно же, Палех! Причем федоскинцы называют палешан богомазами, а в ответ им несется: «Сами вы копиисты!».Но именно из Федоскино лаковая миниатюра пришла и в Палех, и в Холуй, и в Мстеру. При этом у каждого центра — своя особенность. В Палехе это близкая к иконописи стилистика письма, обилие золота и черный фон, в Холуе — трехмерное глубокое письмо и эксперименты с цветом фона, в Мстере — роспись на белом фоне и большая роль пейзажей, а в Федоскино — масляные краски, перламутровый фон и максимально реалистичное письмо.
Современное производство в Федоскино принадлежит государству, и его масштабы уже не рассчитаны на экспорт. Все изделия делаются вручную и ограниченным тиражом. Но их качество подкрепляется сертификатом и столетней гарантией.
При этом на изготовление одной шкатулки уходят месяцы!
Сначала папье-маше (размоченный картон, скрепленный клейстером) подбивается на основу и высушивается.
Затем основа пропитывается горячим льняным маслом и просушивается в печи при высокой температуре.
Далее изделие шлифуют до идеально ровной поверхности и наносят грунт. В качестве грунта используют алюминиевый или бронзовый порошок. Это не дает краскам тускнеть. Как грунт могут использоваться еще сусальное золото, серебро или кусочки перламутровых океанических раковин. Снаружи изделие обычно покрывают черным лаком, а внутри — красным. На это требуется от 4 до 6 месяцев. После этого изделие переходит в руки художникам.
На роспись шкатулки в Федоскино уходит от пары недель до нескольких месяцев. Федоскинцы используют классическое трехслойное письмо масляными красками. Раньше так писали только старые мастера — да Винчи, Рубенс, Брюллов.
Художники федоскинского промысла смешивают две техники — «по-плотному» и «по-сквозному». В первой технике рисунок наносят плотными непрозрачными красками на матовый белый грунт слой за слоем. При второй технике прозрачные краски наносят на грунт из порошков, создавая эффект свечения красок.
Сначала плотными красками на грунте создают подмалевок. Он дает только общее впечатление о будущем рисунке. Подмалевок покрывают светлым лаком и просушивают при температуре около 60 градусов. Образовавшиеся пузырьки удаляют пемзой.
Далее накладывают лепершлевк — второй слой живописи. В нем уточняют и детализируют изображение. Лепершлевк также покрывают лаком, сушат и шлифуют.
Далее идет лессировка прозрачной краской для придания большей формы и объема рисунку.
И, наконец, бликовка — заключительные мазки светлой краской, отражающие блики на предметах и придающие изделию законченный вид.
На корпусе тонким стальным перышком художник рисует орнамент («скань», «шотландку», «черепашку», «малахит», «слоновую кость»), а на внутренней стороне — пишет свое имя и дату.
Далее изделие попадает в руки полировщиков и лакировщиков. Они покрывают шкатулку десятью слоями лака, просушивают и очищают. Затем изделие шлифуют зернистой пемзой и полируют до зеркальной поверхности.
Наконец, составные части скрепляют шарнирами. Шкатулка готова!
Такая кропотливая ручная работа и стоит соответственно. В советское время существовала профессия нормировщика. Он садился рядом с художником и замерял, сколько времени занимает роспись той или иной шкатулки. На основе этих исследований и выводилась средняя расценка. Например, тройка одинарная на шкатулке размером в 2 сигаретных пачки оценивалась в 4 рубля 50 копеек. Во времена «перестройки» на фабрике создали оценочную комиссию, которая устанавливала стоимость изделий. Как сейчас устанавливаются цены — непонятно. Но материалы и коммунальные услуги настолько выросли в цене, что стоимость шкатулки может быть выше, чем стоимость живописи на ней.
А увидеть коллекцию федоскинской лаковой миниатюры можно в Музее народных художественных промыслов. Примечательно, что разместился он в деревянном доме купцов Лукутиных, построенном в 1883-1890-х годах. В коллекции музея также можно увидеть и другие промыслы — Гжель, Дулевский фарфор, Богородскую игрушку, Павлово-Посадские шали, Жостовский поднос.
А еще, если заказать на фабрике мастер-класс, можно почувствовать себя художником и понять, насколько это кропотливый труд. Ну а в магазине при фабрике можно найти немало интересных шкатулок.
Лаковая миниатюра — не единственная достопримечательность Федоскино. В самом центре села стоит деревянная церковь Николы Чудотворца в русском стиле. Она была построена в 1875 году на месте храма начала XVII века.
Любопытно, что история церкви также связана с лаковой миниатюрой. Храм был построен на средства жены статского советника М.Н. Мансуровой и потомственного почетного гражданина П.А. Лукутина. А с 1986 по 1992 год Никольский храм находился на балансе Федоскинской фабрики миниатюры и живописи, и в нем была выставка картин и шкатулок.
Сейчас храм возвращен верующим. Он действует, хотя службы проходят здесь нечасто. Но примечательно то, что эта древняя постройка пережила и пожары, и годы советской власти, когда здесь был склад зерна.
А еще Федоскино — родина матроса Железняка, который вошел в историю фразой «Караул устал» при роспуске Учредительного Собрания. Ведь именно он был начальником караула Таврического дворца, где находилось Учредительное Собрание. Матрос Железняк упоминается в известной советской песне «Партизан Железняк»:
В степи под Херсоном — высокие травы,
В степи под Херсоном — курган.
Лежит под курганом, заросшим бурьяном,
Матрос Железняк, партизан.
Чтобы путешествие стало еще интереснее, смотрите также:
Сайт фабрики Федоскино
Сайт Никольского храма в Федоскино
Что есть что в церкви
Путеводитель по архитектурным стилям
Жостово
Аудио-экскурсия в Федоскино от радио «Эхо Москвы»