Красно-алые бутоны
В изумрудах листьев тонут.
Незабудки и пионы
Обрамляют розы омут.
Есть на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий...
По сторонам длинной улицы расположились 150 домов с садами и огородами, и в каждом доме живут люди, причастные к искусству— так упоминается Жостово в справочнике конца 1970-х.
А история жостовского промысла началась совсем не с подносов. В XVII веке в Москве Коробов открыл заведение по изготовлению разных вещей из папье-маше и вскоре перенес его в деревню Жостово. А еще раньше подобное заведение устроил Филипп Вишняков (крестьянин графа Шереметева). Говорят, что он был настолько увлечен этим делом, что часто не спал ночами, пытаясь усовершенствовать свой товар. А его сын Осип в 1825 году приехал в деревню Жостово и устроил там свое собственное производство.
Наряду с различными баульчиками, табакерками, портсигарами изготавливали из папье-маше и подносы. Они были довольно непрочными, и поэтому на первой же выставке проиграли тагильским железным. Но Жостовцы не пали духом и быстро переняли у сибирян секреты работы с металлом.
И поэтому когда в Жостово из Нижнего Тагила стали завозить кровельное железо, именно оно превратилось в первые подносы. И спрос на них рос как на дрожжах! Но подносчикам давали заказы и на другие изделия. Если цена была выгодной, то мастера нередко осваивали новое ремесло.
Мастерские в Жостово были только семейными, и даже дети активно участвовали в производстве подносов. При этом свои работники торговали и руководили, а пришлые работали по 14 часов, а накануне ярмарок и по 18-20 часов в сутки.
Но огромное значение для жостовского промысла имело соседство с центром русской лаковой миниатюры в Федоскино. Так, после временного закрытия Федоскинской мануфактуры группа живописцев, чтобы не остаться без гроша, пошла на поклон к Вишнякову.
А 90 лет назад Владимир Ленин приказал построить в Жостово фабрику. Художники, до этого работавшие поодиночке, заняли большой цех в новом здании. Это дало новый толчок промыслу: прогуливаясь по залу, мастера подглядывали и учились друг у друга.
Сейчас процесс изготовления жостовских подносов включает пять шагов.
1. Изготовление самого подноса.
Стандартные подносы сейчас штампует машина. Сначала листы металла кроят на заготовки определенного размера. Затем на электрическом прессе в заготовке вырубается и вытягивается поднос. И наконец, он бортуется, то есть закатываются его края. Машина изготавливает 32 стандартные формы. Официально они называются А-1, А-2, А-3, …, А-32. Но у многих форм есть нестандартные названия: «цветочек», «ладошка», «телевизор», «кудрявый». Все остальные «нестандартные» формы куются вручную по старинной кустарной традиции. Ручными ножницами выкраивается скобка из 3-5 карт металла. Нарезанное железо выбивается деревянным молотком на чугунной плите по форме и размеру будущего подноса: прямоугольные, круглые, овальные, «гитарные», восьмиугольные, размером с «блюдечко», «тазик» или «скатертные». Бортик выбивается зубилом и может быть «простым» или волнистым («крылатым»). А в края подноса для прочности закатывается проволока. Сейчас ковалей в Жостово двое, и один из них (Геннадий Топтыгин) прославился тем, что на его подносах на Олимпиаде-80 подносили медали победителям.
2. Подготовка под роспись.
На этом этапе поднос обжигают, обезжиривают, грунтуют, покрывают в 2-3 слоя черной эмалью с промежуточной сушкой каждого слоя при температуре 60-80˚.
3. Художественная роспись.
Жостовские мастера, как и федоскинские, пишут масляными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. При этом жостовская роспись требует всего два этапа: замалевка и выправка.
На замалевке художник широкой кистью набрасывает композицию на подносе без предварительного рисунка. При этом поднос лежит на коленях и мастер может вращать его, подставляя под кисть нужный участок. Замалевок сушат в сушильных шкафах в течение 12 часов.
Выправка состоит из серии операций: «тенежка» (наложение теней по сухому замалевку лессировочными красками), «прокладка» (прописывание светлых мест красками с добавлением белил), «бликовка» (наложение бликов, которые выявляют объем), «чертежка» (очерчивание тоненьким кончиком мягкой беличьей кисточки лепестков, листьев, жилок, тычинок, пестиков, крошечных семян в чашечках цветов) и «привязка» (создание узоров-завитков из «усиков» и трав на свободных местах фона между цветами и листьями букета).
Обычно над одним подносом мастер работает 14 дней (хотя уникальные авторские изделия могут создаваться годами). А «изюминкой» жостовской росписи является сам мазок — густой, округлый и упругий.
4. Нанесение орнамента.
На этом этапе борт подносов украшают легким ажурным растительным орнаментом.
5. Отделка.
Наконец, на изделие с живописью наносят 2-3 слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах.
Поднос готов!
Лак — главный секрет Жостово. Его состав до конца не разгадан до сих пор. Но, известно, что главная загадка в одном из основных ингредиентов — копала, природная смола африканского или азиатского происхождения. Покупали ее на ярмарках у заезжих купцов. Это был особый масляный лак, «который на железе, меди и дереве ни мало не трескается и с которым никакие в России делаемые лаки в доброте и прочности сравниться не могут, даже самый аглицкий лак он превосходит и равняется с китайским». Ко всему прочему этот лак, «когда в жаркой печи хорошо иссохнет, то, как зерцало становится». То есть от лака зависело, потемнеет ли роспись или сохранит свой цветущий вид и зеркальную поверхность.
Конечно, можно заметить, что в большинстве случаев на подносе изображают цветы. При этом в Жостово есть несколько стандартных цветочных композиций: «Букет собранный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла».
Почему именно цветы? На это повлияло время, когда подносный промысел завоевывал Россию. Уже тогда в моде был фарфор с цветочными композициями. Как рассказывают экскурсоводы в Жостово:
Это была диктатура чашечек и тирания блюдечек. На чашечках — цветочки, на блюдечках — цветочки, на чайничках — цветочки, подносам ничего не остается, как прогнуться морально, и он становится подносом с цветочками.
Но конечно, кроме букетов на подносах пишут пейзажи, натюрморты, русские тройки, свидания, пляски, чаепития, портреты любимых собак и домочадцев. А раньше по особому заказу на подносах рисовали чаепития купцов, а иногда даже портреты их жен и любовниц. Но это уже не совсем традиционное Жостово, и делаются такие работы на заказ.
На одной из выставок-продаж жостовских подносов появился поднос, на котором были нарисованы золотом по черному два павлина. Покупатели сбивали с ног представителя фабрики с вопросом «Почем павлинья живопись?». Чтобы прекратить ненужный ажиотаж вокруг «Павлинов» к нему прикрепили ценник с отпугивающей ценой в 95 000 рублей. Покупатели выстроились в очередь. Пришлось поднос убрать.
А о том, что жостовская роспись хорошо известна и за границей, говорят архивные записи. В начале XX века на одной из всемирных выставок в Брюсселе на подносы был такой спрос, что организаторам даже пришлось просить о дополнительных партиях. Мастера дважды досылали свой товар, чтобы хватило всем желающим.
Сегодня жостовская роспись наносится не только на металл, но и на папье-маше, керамику, стекло и даже кожу. Ей украшают дорогие автомобили и респектабельные дома. Но все это уже нетрадиционное ремесло.
А увидеть примеры исконно жостовского промысла можно в музее при фабрике. И, хотя вместо двух сотен художников на фабрике теперь работают около сорока, в фабричном магазине всегда можно найти поднос по вкусу.
А еще, если заказать в музее мастер-класс, можно почувствовать себя художником и понять, как непросто рисовать эти сказочные цветы!
Чтобы путешествие стало еще интереснее, смотрите также:
Сайт фабрики Жостово
Федоскино