За московской кольцевой —
Край зеленый, чудный.
В том краю есть молодой
Город Долгопрудный.
Три завода, институт,
Рынок многолюдный
Трудовой народ зовут
В город Долгопрудный.
Рядом рощи и река,
Берег изумрудный
Манят всех издалека
В город Долгопрудный.
Долгопрудный получил свое имя по расположенному неподалеку Долгому (длинному) пруду. Земли эти известны еще с XII века, но почти 200 лет здесь были лишь единичные поселки и хутора. А сам город Долгопрудный появился только в XX веке.
Именно здесь в 1931 году появился будущий научно-исследовательский комбинат «Дирижаблестрой». А это первая в СССР опытная дирижаблестроительная верфь, газовый завод и другие службы для эксплуатации дирижаблей. А работал здесь сам Умберто Нобиле (возможно, в благодарность за спасение своей команды после того, как его дирижабль Italia потерпел крушение в Арктике в 1928 году).
Мечта о создании воздушного флота будущего буквально охватила советские власти. Агитационные плакаты того времени призывали к сбору средств на строительство дирижаблей, чтобы «за гигантами металла, машин, хлеба» создать «гигантов воздуха». А Владимир Маяковский славил дирижабли на обертках карамели:
Довести до дележа б
Нас — буржуи кучатся.
Да советский дирижабль
На границе пучится
Не удивительно, что в плафонах столичной станции метро, названной в честь поэта, воспарил мозаичный дирижабль по эскизам Александра Дейнеки.
И вот 7 ноября 1932 года на воздушном параде на Красной площади поднялся в воздух первый советский дирижабль. В 1937 году появился на свет дирижабль «СССР В-6». Именно на нем с 29 сентября по 4 октября был совершен беспосадочный полет по кольцевому маршруту Москва — Новгород — Белозерск — Горький — Ростов — Брянск — Курск — Воронеж — Пенза — Москва. Тогда это был мировой рекорд — 130 часов и 27 минут! А посадка дирижаблей на воду отрабатывалась как раз на Долгом пруду усадьбы Виноградово. Тогда в советском государстве рассчитывали, что воздушные корабли, не нуждавшиеся в оборудованных аэродромах, смогут перевозить огромные грузы в самые малодоступные уголки страны.
Поселение рядом с Москвой росло, и в июле 1935 года оно получило статус рабочего поселка с именем Дирижаблестрой. Но это название не прижилось, и в августе 1938 года поселок вновь стал Долгопрудным. Да и дирижабли здесь больше не строили, так как после катастрофы немецкого «Гиденбурга» в 1937 году во многих странах этот вид транспорта запретили.
Тем не менее от Дирижаблестроя Долгопрудный получил газовый завод — будущий Долгопрудненский химический завод тонкого органического синтеза (ДХЗ ТОС). В наследство городу достались и гранитные мастерские. Именно они производили облицовочный материал для набережных канала имени Москвы. Сейчас это Московский камнеобрабатывающий комбинат, который «одел» в гранит и мрамор московское метро, мостовые и набережные Москвы, советские павильоны на выставках в Париже и Нью-Йорке.
Нелегко дались Долгопрудному годы Великой Отечественной войны. Конечно, все предприятия переориентировали на оборону. Например, на машиностроительном заводе до его эвакуации в 1941 году шел серийный выпуск самолетов. При этом на производстве трудились в основном женщины и подростки, заменившие мужчин. Тогда вновь вспомнили о дирижаблях, и стали использовать аэростаты для защиты Московского неба.
В послевоенные годы Долгопрудный рос семимильными шагами. Те, кому довелось жить в городе в 1930-х годах, вспоминали маленькую платформу с крохотной будкой для продажи билетов. По обеим сторонам железной дороги был лес. Поселок состоял из нескольких бараков, окруженных непролазной грязью. И в одном из них в 1932 году открылась первая школа. А в 1965 году в Долгопрудном не осталось ни одного барака.
К тому же после обращения П.Л. Капицы к руководству страны 25 ноября 1946 года здесь появился физико-технический факультет МГУ — прообраз современного Московского физико-технического института (МФТИ).
А до недавнего времени в Долгопрудном оставалось одно любопытное место — Дунькина деревня. Здесь до 1976 года стояло около десяти частных домиков. Фундаменты и садовые деревья сохранились до сих пор.
А началась история этого места в 1934 году, когда здесь на пустыре Харитонов Илья построил сарай для хозяйственных нужд. Илья работал в ВОХР — охранял заключенных-«каналоармейцев», строивших канал имени Москвы. Он жил с женой Евдокией Ильиничной (Дуня) в тесной комнатенке, которую снимал в деревне неподалеку. Свой сарай Илья утеплил, и с зимы 1934-1935 года переехал сюда. Здесь было гораздо уютнее, чем в комнатенке, и не нужно было платить за проживание.
Пример оказался заразительным. И вскоре некоторые семьи стали строить домики поблизости. В народе этот «самострой» называли поселком ВОХР, или «Дунькиной деревней». Со временем поселение получило даже почтовый адрес — улица Садовая, а в доме №5 жила баба Дуня.
Но в 1974 году жители «Дунькиной деревни» начали переезжать в квартиры построенных рядом домов. А еще через 2 года поселок был ликвидирован.
В 2000-х годах живописное побережье залива Клязьминского водохранилища начало активно застраиваться. Здесь появились Международный яхтенный порт и множество яхт-клубов. Долгопрудный стал настоящим центром яхтенного спорта.
Кстати, популярная в первой половине 1990-х годов группа «Дюна» также родом из Долгопрудного.
Что посмотреть в Долгопрудном:
Долгопрудненский историко-художественный музей
Казанский храм в Тарбееве
Храм Спаса Нерукотворного в Котово
Усадьба Мысово