Отобедав сытной пищей,
Град Москва, водою нищий,
Знойной жаждой был томим;
Боги сжалились над ним:
Над долиной, где Мытищи,
Смеркла неба синева.
Вдруг удар громовой тучи
Грянул в дол — и ключ кипучий
Покатился …Пей, Москва!
Николай Языков
Хотя о Мытищах в полный голос заговорили лишь после строительства водопровода, впервые они упоминаются в 1460 году. Любопытно, что люди начали здесь селиться еще в IV тысячелетии до нашей эры. А почтенный возраст поселения подчеркивает само его название, напоминая нам, что именно здесь, где Работня впадает в Яузу, был пункт сбора проезжей пошлины («мыта») с торговцев, шедших волоком из Яузы в Клязьму.
Путь посуху занимал 7-8 километров, а на его Яузском конце ждал купцов не всегда приятный сюрприз – сборщики мыта иногда злоупотребляли своим положением. Отсюда и поговорка: «Помни мыт и перевоз».
В XIV веке судоходство по Яузе прекратилось, и торговый путь был заброшен. И хотя «таможня» переехала в Москву, название Яузское Мытище осталось. Сохранилась и память о древнем торговом пути. Поэтому не удивительно, что жителей и гостей города у входа в Городской парк встречает деревянная ладья. Да и само название с окончанием «ище» обозначает «место, где что-нибудь находилось».
Уже в конце XVII века на картах появились новые имена: Малые Мытищи (чуть ранее — Новоселки) и Большие Мытищи. Расположены поселения были очень удачно — прямо по дороге в Троицу-Сергиеву Лавру. Поэтому тогда это были великокняжеские владения с центром в селе Тайнинское. Здесь нередко останавливались отдохнуть по пути на богомолье царственные персоны — Алексей Михайлович, Елизавета Петровна, Екатерина II. Здесь жили Василий Темный, Андрей Меньшой, Иван Грозный, Борис Годунов. А в 1675-1677 годах именно здесь был построен путевой дворец и удивительная по красоте каменная церковь Благовещения.
Но самый важный этап в истории Мытищ начался в 1779 году, когда по указу Екатерины II генерал-поручик Ф.В. Баур начал строительство самотечного Мытищинско-Московского водопровода. На создание этого чуда инженерной мысли потребовалось 25 лет. Наконец, в 1804 году по уникальной водопроводной кирпичной системе длиной 20 с лишним километров побежала чистая ключевая вода из Громового ключа и других источников. Эти источники были давно известны прекрасным качеством воды, поэтому в чайных здесь нередко останавливались идущие к Троице паломники. Именно это и запечатлел В.Г. Перов на картине «Чаепитие в Мытищах близ Москвы». Любопытно, что, перед тем как написать эту картину, художник сам прошел пешком путь от Москвы до Троицы. Поэтому мы можем уверенно сказать, что именно так в XIX веке вылядела Ярославка: вдоль дороги «услужливые мытищинки» ставили столики с кипящими мытищинскими самоварами, а продавцы зычно зазывали путников на чаепитие. И теперь ежегодно проводится этнический фестиваль «Чаепитие в Мытищах».
А с мытищинским водопроводом связно много тайн, но это уже совсем другая история.
Сейчас ключи иссякли, и вода в столицу поступает из Пироговского, Рублевского и других водохранилищ. Но о грандиозном Мытищинском водопроводе и сегодня напоминает Ростокинский акведук.
В XIX веке началась одновременно дачная и промышленная история Мытищ. Так, известная ныне станция Перловка появилась на месте дачного поселка, основанного чаеторговцем Перловым. А в 1861 году через город прошла железная дорога. Вокзал же построил известный зодчий Л.Н. Кекушев. И именно в Мытищи из Москвы пошли первые электрички, о чем нам сообщает мемориальная доска на станции.
А тем временем на оживленной Ярославской дороге стоял с этюдником живописец В.И. Суриков и работал над «Боярыней Морозовой». Вот, что он рассказывал: Самую картину я начал в 1885 году писать. В Мытищах жил – последняя избушка с краю. И тут я штрихи ловил. Помните посох – тот, что у странника в руках? Это богомолка одна проходила мимо с этим посохом
.
Вообще во второй половине XIX века в Мытищинском уезде с огромной скоростью развивалась промышленность. Началось все с небольших фабрик и заводов по производству кирпича, тканей, обработке древесины. А затем из них уже выросли современные производства: Мытищинский комбинат «Стройперлит» (его теплоизоляционные материалы использовались при строительстве Курской, Чернобыльской атомных электростанций) вырос из кирпичного завода И.П. Воронина, кирпичный завод И.Г. Герасимова превратился в ОАО «Мосстройпластмасс», а открытая в 1909 году англо-бельгийским акционерным обществом первая в России фабрика вискозного шелка «Вискоза» стала ведущим предприятием химической промышленности ООО «ЛИРСОТ».
Кстати, каждое четвертое здание в Москве в конце XIX века строилось из мытищинского кирпича.
Символично, что в дни, когда Россия праздновала тысячелетие своей истории, и в Великом Новгороде торжественно открывали памятник «Тысячелетие России», на станцию Мытищи прибыл первый поезд.
А в 1897 году начал работать вагоностроительный завод С.И. Мамонтова (в последующие времена он будет называться по-разному – «Рембаза имени товарища Троцкого», Военный завод № 592 и № 40, Мытищинский машиностроительный завод, «Метровагонмаш»). Он выпускал железнодорожные вагоны, затем вагоны конной тяги и очень скоро стал градообразующим предприятием.
Именно здесь в 1929 году был собран первый в стране электропоезд, а в 1934 году — вагон метро для Москвы. И до сих пор многие вагоны метрополитена собирают в Мытищах на ОАО «Метровагонмаш». Чтобы подчеркнуть это, рядом со зданием завода стоит памятник вагону метро. Кстати и сами корпуса Мытищинского вагоностроительного завода — памятник промышленного зодчества. Их в 1911-1912 годах построил военный архитектор Э.О. Паррот.
Также перед зданием завода можно увидеть самоходную артиллерийскую установку САУ-76. Это детище выдающегося конструктора бронетанковой техники — Николая Александровича Астрова. И стоит она здесь не случайно – в военное время вагоностроительный завод переключился на сборку этих установок.
Любопытно, что процветающее ныне предприятие разорило своего основателя.
В начале XX века по протяженности железных дорог Россия вышла на второе место в мире. И не посдеднюю роль в этом сыграли акционерные общества Саввы Мамонтова. Донецкая каменноугольная железная дорога, трасса от Вологды до Архангельска, линия к побережью Северного Ледовитого океана – на Мурманск, дорога Санкт-Петербург – Пермь – все это дело его рук! И как здесь обойтись без паровозов, особенно, когда правительство обязало железнодорожные общества приобретать вагоны только отечественного производства. Поэтому и появились в разных частях страны вагоностроительные заводы. Был среди них и Мытищинский завод.
В 1899 году он занимал второе место по удельному весу выпускаемой продукции среди всех вагоностроительных заводов страны. Вообще этот год стал пиком карьеры для удачливого предпринимателя Саввы Мамонтова: дела шли как нельзя лучше, доходы росли. И именно это не давало покоя завистникам и конкурентам. И это стало началом «дела о мамонтовских миллионах». Мамонтов перебрасывал деньги с одного предприятия на другое, чтобы повышать производительность. Например, для Мытищинского вагоностроительного завода средства были переброшены из кассы Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, председателем правления которой он являлся. И в июне 1899 года министр финансов Витте и министр путей сообщения Хилков назначили комиссию для проверки правильности расходования средств, а императору Николаю Второму доложили, что С.И. Мамонтов утратил доверие. Проверка показала финансовые нарушения, а Мамонтов был обвинен в растрате средств Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги и заключен под стражу. Более пяти месяцев он провел в ожидании суда в одиночной камере Таганской тюрьмы. На все его имущество был наложен арест. Но следствию так и не удалось найти корыстный интерес в действиях С.И. Мамонтова, и летом 1900 года под рукоплескания зала он был оправдан. Оправдан, но разорен. А Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога и другие предприятия Мамонтова, в том числе и Мытищинский завод, перешли в руки государства.
6 апреля 1918 года С.И. Мамонтов умер от воспаления легких. Он похоронен около абрамцевской церкви, построенной по проекту В.Д. Поленова и В.М. Васнецова, рядом с могилами сына и дочери. Современники считали, что Мамонтову надо поставить не один, а четыре памятника: в Мурманске, в Архангельске, в Донецке и в Москве на Театральной площади. В начале ХХI века ему были поставлены два памятника – в Ярославле и Сергиевом Посаде. По железнодорожной магистрали Москва–Сергиев Посад–Ярославль ежедневно курсирует скоростной пассажирский электропоезд «Савва Мамонтов», а станция Мытищи – первая остановка поезда на пути в Ярославль.
17 августа 1925 года Мытищи стали городом. С тех пор они сильно выросли и изменились.
На центральной площади появился памятник В.И. Ленину, который окружили 4 фонаря по проекту М.А. Минкуса. Точно такие же фонари были установлены в Москве у вестибюля станции метро «Кропоткинская» и у Московского цирка Никулина на Цветном бульваре.
В начале улицы Мира, на берегу Яузы, 9 мая 1995 года на народные средства был открыт памятник «Землякам-мытищинцам во славу ратного и трудового подвига в годы Великой Отечественной войны 1941-45 годов». Авторами его стали архитекторы И.А. Катков, Э.А. Марданян, Е.А. Ужакина, Р.А. Латонова. Монумент содержит имена мытищинцев, удостоенных звания Героя Советского Союза и полных кавалеров Ордена Славы. А 20 лет спустя у его подножия загорелся вечный огонь.
Еще один памятник посвящен летчикам Мытищинского аэроклуба. Шестнадцать его выпускников в годы Великой Отечественной войны были удостоены звания Героя Советского Союза. Сейчас об аэроклубе напоминает лишь улица Летная. А когда-то в Мытищах был целый аэродром! Он появился в городе в 1937 году между рекой Яузой, деревнями Волково, Ядреево и поселком Грачи. Днем здесь тренировались летчики и парашютисты, а вечерами и по выходным в Тайнинском клубе (бывший рабочий клуб «Пролетарий»), где находился штаб Мытищинского аэроклуба, устраивали танцы. И местные девчонки очень боялись ошибиться в выборе кавалера: все хотели танцевать с летчиками, а среди завсегдатаев клуба много было и таких, кто просто обслуживал аэродромное хозяйство, как говорится, – «заносил хвосты самолетам». Сегодня это в прошлом, так как эта западная окраина Мытищ уже плотно застроена высотными жилыми домами.
А идея памятника «Подвигу летчиков Мытищинского аэроклуба» принадлежит ветерану Великой Отечественной войны, Герою Советского Союза Нине Максимовне Распоповой. В годы войны она летала на самолетах По-2 в составе женского авиационного полка. Памятник отважной летчице установлен на бульваре Ветеранов.
В 2002 году в центральном парке появился памятник мытищинцам, погибшим при исполнении воинского и служебного долга и в локальных конфликтах работы А.В. Волошина. Недалеко от него памятник Семье, любви и верности, напоминающий об истинно русском празднике — Дне Петра и Февроньи. Не удивительно, что именно в центральный парк направляются Мытищинские молодожены — поклониться святым и повесить замочек в знак крепкого брака.
В 2003 году в сквере микрорайона имени Шитикова был установлен памятник Александру Васильевичу Суворову, исполненный на мытищинском предприятии «Вель». Москвичам он может показаться очень знакомым, ведь прообразом монумента стал памятник А.В. Суворову перед театром Советской армии в Москве. Кстати на фабрике «Вель» отливали Юрия Долгорукого и памятник В. Маяковскому.
Не менее интересный памятник можно увидеть возле театра Кукол «Огниво». Это скульптура сказочному герою Оле-Лукойе. Да и само здание театра заслуживает внимания своей модерновой архитектурой и замечательными каменными бульдогами на карнизе.
В 1980 году Мытищи прославились на весь мир благодаря стрельбищу «Динамо». Именно здесь проводились соревнования по пулевой стрельбе и современному пятиборью XXII Олимпийских игр. Появилось оно в 1925 году. Проводившиеся здесь стрельбы на звание «Ворошиловский Стрелок» неоднократно посещали нарком обороны СССР К.Е. Ворошилов и командарм С.М. Буденный. В годы Великой Отечественной войны это стрельбище было одной из баз формирования Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД СССР. В 1958 году здесь прошел первый в стране Чемпионат мира по пулевой стрельбе. А со временем стрельбище стало единственным в мире спортивным объектом, где одновременно могли соревноваться представители двух видов стрелкового спорта – стендового и пулевого.
Одним из значительных событий стало открытие в Мытищах крупнейшего в Европе пивоваренного завода – ЗАО «Московская пивоваренная компания». Посмотреть на производство можно в составе экскурсии.
А в 2006 году в Мытищах открылся крупнейший в России и единственный подобного рода в Подмосковье парк водных развлечений «Ква-Ква».
Тогда же в городе появился ледовый дворец «Арена «Мытищи» - один из лучших в Европе с двумя хоккейными полями. Здесь проводили юношеский турнир пяти наций, Чемпионат Мира по хоккею и Чемпионат России по фигурному катанию 2007 года, международные хоккейные матчи. Сейчас на «Арене Мытищи» проводятся спортивные мероприятия, концерты и выставки.
В границах городского поселения Мытищи находится часть Клязьминского водохранилища, поэтому в 1937 году здесь появился яхт-клуб. Он стал основой Всесоюзной парусной секции. Именно здесь прошла первая парусная регата Москвы, а с 1940 года проходят Московские зональные регаты.
Кстати, в 1947 году спортсмены получили двадцать трофейных немецких судов, а одна из яхт досталась писателю А.С. Некрасову, автору рассказов о капитане Врунгеле. Он назвал ее… «Беда»!
В общем, остается только повторить за Игорем Иртеньевым:
Если дома нету пищи,
Газа, света и воды.
Приезжайте к нам в Мытищи,
Полчаса до нас езды.
Вас накормят и напоят,
И оставят ночевать,
Обогреют, успокоят,
Руки будут целовать.
Все недуги вам излечат,
Все условья создадут,
И работой обеспечат,
И семьей обзаведут.
И детей пристроят в ясли,
Как родятся — в сей же час,
Словно сыр, кататься в масле
Вы здесь будете у нас.
А когда на этом свете
Вы устанете душой,
Напечатают в газете
Некролог про вас большой.
Место тихое подыщут,
Добрым словом помянут,
Приезжайте к нам в Мытищи
Хоть на несколько минут.
Что посмотреть в Мытищах:
Благовещенская церковь в ТайнинскомВладимирская церковь
Мытищинский историко-художественный музей
Федеральное военное мемориальное кладбище
Чтобы путешествие стало еще интереснее, смотрите также:
Сайт городского поселения МытищиКниги о Мытищах
Ростокинский акведук
Памятник А.В. Суворову в Москве
Памятник А.В. Суворову в Рождествено-Суворово
Цирк на Цветном Бульваре